Добавлено: Вт Мар 28, 2017 12:48 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Ну так а кто против-то? Я не предлагаю усложнять. И кризис - это такой уж страшный черт, как его малюют. Просто ребенок развивается неравномерно, это закон психического развития - гетерохронность называется. Когда у малыша в каждый период его развития в определенной ситуации развития, созданной взрослым, на основе ведущего вида деятельности, присущего возрасту, формируются психические новообразования, которые не позволяют ему и дальше развиваться в данной ситуации. И тогда происходит переход от одного возрастного этапа к следующему. Этот переход и называется кризисом.
Так, к примеру, социальная ситуация развития в раннем возрасте (1-3 года) - это "ребенок-предмет-взрослый". Вы наверное замечали, что в самом начале этого возрастного периода ребенок хватает все, что плохо лежит? Он трогает, нюхает, стучит, бросает, перекладывает, совершает разные соотносящий действия.
А попробуете провести эксперимент: покажите ребенку два предмета - яркую игрушку и что-то неброское, не заслуживающее внимания, к примеру, однотонный платок, и на виду у ребенка увлеченно поиграйте с платком, совершая с ним разные манипуляции. Если после этого вы дадите ребенку выбор, с каким предметом поиграть, 90 процентов малышей возьмут не яркую игрушку, а то, что вы держали в руках и с чем вы совершали действия. Это происходит потому, что постепенно ребенку становится интересен не сам предмет, а то, что с ним можно сделать. Так происходит переход от предметно-манипулятивной деятельности к предметной, а потом, к трем годам к собственно игровой. И от усвоения соотносящих действий ребёнок путем проб и ошибок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами , что в дальнейшем способствует решению практических задач "в уме" и уже с определенной целью. Это уже вторая важная характеристика возраста - наглядно-действенной мышление. А взрослый в этой ситуации становится не только источником предметов, а еще и образцом человеческой деятельности с предметами. Поэтому и социальная ситуация развития выглядит как "ребенок-предмет-взрослый". Именно по этой причине мало предоставить ребенку кучу ярких полезных развивающих игрушек, и не стоит удивляться, что вместо пирамидки ребенка тянет к кастрюле и поварешкам или сундуку с папиными инструментами потому что именно предметы, с которыми действует взрослый, ему интересны больше. Так что если вы купили 25 пирамидок, не рассчитывайте на то, что ребенок сам по себе будет ими увлеченно играть.
И, конечно, если говорить о новообразованиях раннего возраста, то самым важным будет овладение речью, которое открывает перед ребенком новые возможности и лежит в основе формирования произвольного поведения и произвольности всех психических процессов, которая будет постепенно формироваться на протяжении всего дошкольного возраста.
Ну и к кризису постепенно приближаемся
Вспомните все, о чем я написала выше, представьте: от годовалого малыша, стучащего по кастрюле половником для того, чтобы было громко, до ребенка, который половником достает из кастрюли предметы, раскладывая их по тарелкам в виде супа, чтобы накормить маму, при этом комментируя "куси суп"! Гигантский скачок, не правда ли?
И самое интересное, если вспомнить о гетерохронности процесса, в какой то момент изменения начинают нарастать резко. Учитывая серьезные успехи ребенка в предметной деятельности, психические новообразования, смену ведущего вида деятельности, меняется и социальная ситуация развития.
Ребенок эмансипируется от взрослого: появление в речи местоимения Я свидетельствует об этом весьма ярко, а дальше больше "Я" стремительно перестает в "Я САМ", "Я ХОЧУ", "Я ДЕЛАЮ". Предмет перестает волновать ребенка, большое значение приобретает не само действие, а его результат.
И вот здесь то и начинается самое интересное. Осознавая свою "отдельность" от взрослого, ребенок хочет много самостоятельности. А объективные возможности его еще не велики. Трехлетка хочет сам и ложку держать, и за руль папиной машины не против сесть, да и дрова топором нарубить и хлебушка или салатик нарезать не отказался бы В отличие от ребенка, взрослые понимают ограниченность возможностей малыша, и зачастую в страхе за жизнь и здоровье отпрыска многое ему не позволяют.
Кто-то просто будет как попугай твердить заветное "нельзя", "упадешь", "порежешься", "сломаешь"... и получит истерику, всплеск негативизма, капризы и прочие прелести кризисного периода. А тут можно и планшет в руки сунуть, лишь бы успокоился. И ведь помогает. Ненадолго. А мудрый родитель, понимающий, как меняется картина мира малыша, будет ограничивать правильно давать посильные поручения и хвалить за результат, формируя у малыша гордость за собственные достижения; давать как можно больше свободы по принципу "если ребенок может сделать это сам, он должен сделать это сам", формировать зону ближайшего развития, вовремя переключать внимание ребенка на более интересный процесс, давать возможность самостоятельного выбора (надеть в детский сад красную футболку, или зеленую) и прочее и прочее. И вообще, всячески поддерживать инициативность и самостоятельность. Хорошо помогают от капризов и непослушания в этот момент сюжетно-ролевые игры, если родитель имеет возможность и искреннее желание играть вместе с ребенком. Это позволяет решить почти все проблемы, возникающие с "кризисным" ребенком.
Мои дети прожили смену раннего возраста на дошкольный легко. Полагаю, это наша, родительская, заслуга. Ну и мои - классические сангвиники (сильный уравновешенный тип ВНД). Тяжелее всего переживают кризисные периоды, конечно, холерики (сильный, неуравновешенный тип ВНД).
Это на примере раннего возраста.
Извините за много букв. Кто осилил, молодец
Добавлено: Вт Мар 28, 2017 16:33 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Это я к тому, что кризиса не надо бояться. Ведь любое развитие - это преодоление противоречий. И по большей части от взрослых зависит, как ребёнок с противоречиями справится.
Зарегистрирован: 25.04.2009 Сообщения: 39700 Откуда: Омск
Добавлено: Вт Мар 28, 2017 18:06 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Helicopter писал(а):
давать возможность самостоятельного выбора (надеть в детский сад красную футболку, или зеленую)
Вот конкретно сейчас у мальчика моего стоял выбор - какой маминой помадой дверь разрисовать - красной или розовой. Он самостоятельно выбрал красную.
В итоге пришлось выкинуть обе и долго отмывать светлую дверь.
Ему они просто под руку подвернулись, а у меня глаз дергается теперь.
Это не проявления кризиса, это проявление его хулиганского начала.
Когда он делает омлет - бьет яйца, льет молоко и всё это мимо сковороды, я его не ругаю. Это он самостоятельный мужчина, который хочет накормить семью.
Но я просто могу немного поорать, как мне надоело оттирать яйца от кухни! Потому что мне и правда это уже надоело.))) И яйца покупать не успеваю, идут в расход.
А вот за такие проделки, как с помадами, ему попадает.
Добавлено: Вт Мар 28, 2017 20:40 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Цитата:
Вот конкретно сейчас у мальчика моего стоял выбор - какой маминой помадой дверь разрисовать - красной или розовой. Он самостоятельно выбрал красную.
Сколько лет ребенку?
А Вы спросили у него, зачем он это сделал?
Большинство неудобных для родителя действий ребенок совершает не из хулиганских побуждений (чтобы маме было плохо), а благодаря своей неуемной и плохо контролируемой любознательности. Он ведь помаду Вашу испортил не для того, чтобы послушать, как Вы на него орете? Скорее всего, был какой-то познавательный (творческий) мотив, который пересилил опасения, что его неотвратимо накажут. И чаще всего в такой ситуации ребенок даже сам себе не может объяснить, зачем он это сделал. Потому что волевая сфера дошкольника далека от совершенства и в условиях этого несовершенства действия ребенка часто носят импульсивный характер. Разумеется, наши, взрослые «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» уже на рубеже раннего детства и на протяжении всего дошкольного возраста выступают как регуляторы поведения ребенка, но, увы, эти регуляторы не всегда действуют
Добавлено: Ср Мар 29, 2017 14:37 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Цитата:
Моё "нельзя" иногда ну совсем не регулятор.
А чье - регулятор? Папино, бабушкино? Чье-то еще?
Вообще, родитель трехлетки должен понимать, что он может стать для своего малыша тренажером для социального экспериментирования. Причем тренироваться он будет на том взрослом, который для него эмоционально ближе. На вас он будет учиться отстаивать свою самостоятельность, вам он будет доказывать свою обособленность и "отдельность", на вас он будет тренироваться говорить: "нет", посылая к лешему все ваши регуляторы и иногда вас вместе с ними.
Нет достоверных и однозначных способов сделать так, чтобы ребенок не доставлял вам хлопот. О причинах я уже написала выше. Нормально для трехлетки испортить дорогую вам вещь, взять без спроса что-то, нарисовать на свежепоклеенных обоях "милой мамочки портрет"... этот период надо пережить, как стихийное бедствие.
Добавлено: Ср Мар 29, 2017 17:06 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Кто-то умный сказал: "Все дети рождаются учеными"
А потом родители своими запретами ограничивают их желание к познанию себя и внешнего мира!
А сколько комплексов можно развить у малыша: начиная от неуверенности в себе и заканчивая сексуальными отклонениями!
Детки хрупкий материал, и работать с ними нужно осторожно!
Раньше всех левшей переучивали писать правой рукой, но зачем?(!)
Зарегистрирован: 25.04.2009 Сообщения: 39700 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Мар 29, 2017 20:54 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Никишкин Стас писал(а):
Кто-то умный сказал: "Все дети рождаются учеными"
А потом родители своими запретами ограничивают их желание к познанию себя и внешнего мира!
А сколько комплексов можно развить у малыша: начиная от неуверенности в себе и заканчивая сексуальными отклонениями!
Детки хрупкий материал, и работать с ними нужно осторожно!
Раньше всех левшей переучивали писать правой рукой, но зачем?(!)
Мне кажется, от запрета родителя какой-то шалости до психических/сексуальных отклонений большая дистанция.
Про переучивание левшей это да - в школе сочувствовала им, были у нас такие дети. Просто представить - меня заставляют писать левой рукой, это ж полный абзац!
Хорошо, что эти странности воспитания у нас закончились.
Добавлено: Ср Мар 29, 2017 21:10 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Цитата:
Мне кажется, от запрета родителя какой-то шалости до психических/сексуальных отклонений большая дистанция
Абсолютно согласна. Разумные рамки нужны ребенку для его же психологического спокойствия и благополучия. Хорошо об этом пишет Юлия Гиппенрейтер: четыре цвета свободы. Найдите, очень интересно и практикоориентировано.
Зарегистрирован: 25.04.2009 Сообщения: 39700 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Мар 29, 2017 23:37 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Helicopter, спасибо, заинтересовало. В общем похожие разграничения есть. Но осознанно это ребенок будет воспринимать, наверное, годам к 4м. Пока мы от этого далеки.
Добавлено: Чт Мар 30, 2017 9:55 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Мой ребенок в этом возрасте категорически не хотел рисовать в альбоме, а хотел на стене. Проблема решилась, когда я купила ему огромный лист ватмана и прикрепила к стене. До меня не сразу дошло, что это не "шалость", а просто ему не удобно рисовать на маленьком, горизонтально лежащем формате. Поэтому, выбор, все-таки нужно пытаться предложить всегда. Понимаю, что размышлять над ситуацией не всегда есть время и силы, но на то мы и родители, не так ли?
Добавлено: Чт Мар 30, 2017 10:24 Re: Re: Ребенок не слушается маму
Цитата:
но на то мы и родители, не так ли?
Так ли, так ли
Цитата:
Пока мы от этого далеки.
Зато у вас есть время анализировать и формулировать для самих себя. Пока у родителей нет четких и, главное, единых представлений о том, что можно и что нельзя, их не будет и у ребенка.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки