Зарегистрирован: 11.10.2008 Сообщения: 18894 Откуда: район Полета
Добавлено: Пт Окт 24, 2008 23:45 Re: Теоретические основы мышления
Так, коллеги! Знакомимся с теоретическими основами.
Цитата:
Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Классификация видов мышления очень широка.
Нам, мамам, надо знать, что у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста преоблададает наглядно-действенное мышление. То есть ребенок мыслит реальными объектами, реальными своими действиями. Это с точки зрения способа деятельности. Есть еще теоретическое (абстрактное) мышление. Понятно, что способность мыслить абстрактно приходит с опытом, а значит с возрастом.
Далее различают логическое (основанное на правилах логического вывода - силлогизмах), творческое (или эвристическое, основанное на ассоциациях) виды мышления.
Цитата:
Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.
То есть маленьким детям логическое мышление в чистом виде практически недоступно. Возможно учить их лишь дологическому мышлению. То есть учим таким мыслительным операциям, как сравнение, обобщение, анализ, синтез и др.
Цитата:
Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – закономерная связь двух или более психических процессов (психическими элементами), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.
В психологии ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Связующими средствами называют: третье опосредствующее представление, чувство, гештальткачество, цель, значение, имя, сконцентрированное внимание и т.п.
...
У людей остроумных и обладающих богатой фантазией обычное течение мыслей каждую минуту легко может прерваться. У них одно поле духовных объектов может привести за собой другое такое, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном здесь обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами — аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем ее, все же с трудом можем найти ее основание. Как примеры этого рода укажу, что в красном цвете мы видим что-то мужественное, а в голубом что-то женственное или, что некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие — собаку, третьи, пожалуй, корову.
Итак, здесь поле деятельности мам широко, как пустыня Сахара. Находить связь между предметами на первый взгляд далекими друг от друга, сочинять рассказы, ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ(самое, на мой взгляд, мощное средство развития, да и тестирования уровня развития творческого мышления) и т.д.
НО нужно помнить, что в силу возраста
Цитата:
Мышление детей-дошкольников неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и рече-двигательными
поэтому проговариваем, двигаемся. Ни в коем случае долго не сидим на месте: ходим и бегаем, рассматривая.. Так и хочется вспомнить умницу Зайцева, придумал же способ научить детей читать, считать в постоянном движении!
Также, как характеристика мышления, как процесса, существует понятие гибкость мышления. С этим понятием связывают понятие латерального мышления, как обладающего высоким уровнем гибкости. Говоря русским языком, гибким мышление называют тогда, когда на любой стадии решения проблемы, человек может в своих рассуждениях/ассоциациях вернуться назад на нужный уровень и повести рассуждения по новому пути, не зацикливаясь на старом.
Как нам в жизни этого иногда не хватает... Будем учить этому детей. Как? В жизненных ситуациях. На своем примере.
Добавлено: Пн Окт 27, 2008 0:30 Re: Теоретические основы мышления
SevNatalia, очень интересно. Ждем продолжения.
Я тоже математик по образованию, поэтому тема логики и математики мне очень близка. Надеюсь и остальные математики к нашему разговору подтянутся.
Что самое главное в изучении математики? На мой взгляд, счет, знание написания цифр - это не самое главное и даже не сложение-вычитание. Мне кажется, что намного важнее как раз сравнение, обобщение, анализ, синтез. Согласна с SevNatalia.
Т.е. такие задачи, как назвать несколько предметов одним словом, вычеркнуть лишнее, сказать чем похожи и чем отличаются предметы.
Очень интересно об изучении математики дошкольниками пишет Звонкин в книге "Малыши и математика". Очень рекомендую. Скачать можно здесь http://www.mccme.ru/free-books/zvonkine/zvonkine.html
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Чт Фев 19, 2009 0:45 Re: Теоретические основы мышления
Ну, муж еще немножко помог
Про Зайцева - вот я и переживала, что усадить его пришлось, чтобы заниматься. В книжке-зайцевской методичке написано, чтобы Ре двигался. И с этим я согласна! Сама все учила в школе и универе двигаясь по комнате. Косметолог меня спросила сегодня: "А у вас вседа такая мимика и жестикуляция бурная?"
Решила, что будем заниматься и так , и так - и в движении, и сидя за столом.
Зарегистрирован: 24.01.2009 Сообщения: 27785 Откуда: Нефтяники - Санкт-Петербург- Москва
Добавлено: Чт Фев 19, 2009 1:21 Re: Теоретические основы мышления
я совсем не математик, так просто пед образование есть, и вообще начиталась всякого, так что есть мнение.
«Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.»
можно не согласиться? Не высшей вовсе степенью, не высшей….есть такое неизведанное понятии как «чувствознание», а у меня полно друзей, считающих мышление конечным итогом развития человеческого познания
«но человек не рождается с логическим чувством»
вот на днях читала проведенные психологом опыты, книга «68 игр для развития мозга…» Л. Акредолло, С. Гудвин – ребенок 5 мес. Опыт такой: За ширму , стоящую перед ре помещают мышонка, ширма открыта, дите видит это. потом «картинка» закрывается картоном, следом за этим появляется рука, которая помещает за картон второго мышонка. То есть их там два. картон убирают – а мышонок один! (убрали второго за картоном, но ребенок не видел этого)У ре обалделый вид,пристально смотрит на сцену - мол «могу поклясться, что там должен быть еще один мышонок» Забавно, как и вся книга, в американском духе, но возможно ведь это? то есть ре не видит двух, а просто посчитал, что там еще один должен быть.
может человек и не рождается с этим видом мышления, но появляется оно очень рано, так что действительно, чем раньше развивать, тем лучше.
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Чт Фев 19, 2009 15:00 Re: Теоретические основы мышления
МарусинаМама
Опыт интересный. Я просто рекомандации в свое время читала - с маленьким ребенком - 3-5 мес. можно играть так - прятать за платок игрушки и доставать, как раз на развитие логики.
Сейчас чего делаем для становления логического мышления..классифицируем (логические блоки Дьенеша хочу сама сделать или куплю), отвечаем на вопросы "почему", "зачем". Почему зайка грустный - потому что.. его намочил дождик, зайка мокрый. Так в книжке предлагается играть "Противоположности" Ю.Соколовой.
Только вот мне кажется, что не всегда причинно- следственные связи прямые. Зайка же может быть грустный не из-за дождя, а вдруг его кто-то обидел...Заморочилась я с такими заданиями
Добавлено: Чт Фев 19, 2009 16:08 Re: Теоретические основы мышления
CARRE писал(а):
Только вот мне кажется, что не всегда причинно- следственные связи прямые. Зайка же может быть грустный не из-за дождя, а вдруг его кто-то обидел...Заморочилась я с такими заданиями
Когда лишнего ищем, тоже могут быть варианты. Главное - это объяснение, почему ребенок так думает. Если объяснение логичное, то не важно, кто лишний
Последний раз редактировалось: Sofina (Чт Июн 25, 2009 10:48), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 24.01.2009 Сообщения: 27785 Откуда: Нефтяники - Санкт-Петербург- Москва
Добавлено: Чт Фев 19, 2009 16:58 Re: Теоретические основы мышления
Мы тоже рано играли, в банальные "кулачки", задавала очередность - то в левом пряталось что-то, то в правом...для неё это было трудно, и сейчас тоже не просто - установить логику, что если было в правом, то теперь в левом....Нам проще в сортере расставить числа от 1 до 12
Хочу собраться и сделать "разноцветные колпачки" по книге Лены Даниловой, хорошая книжка, много игр своими руками, но вот сил мало на всё....а делать просто - из картона склеить конусы - и вперед. Вариантов игры много.
Зарегистрирован: 26.07.2010 Сообщения: 592 Откуда: омск
Добавлено: Вт Авг 17, 2010 13:24 Re: Теоретические основы мышления
У нас с дочей с цифрами все было проще, нежели с буквами. Поскольку она очень любила, когда я ей читала книжки - то и считать мы учились в стихотворной форме. А, вот выдержка из моего дневника: "18.05.07г. Шла детская передача про счет по "Теленяне" - "десять яблок, десять конфет, десять чашек..." Бегает Сашуля, а в руке у нее 3 монеты по 10 копеек. Я машинально говорю вслед за передачей: "У Саньки было 3 денежки... - тут она роняет одну, и она укатилась, - одна упала. Сколько осталось?" Я совсем не ждала ответа, тем более правильного, а Санька отвечает, даже не помедлив: "Две!". Я так и села от неожиданности."
Ей было 2,9 мес. Считать она всегда любила.
у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста преоблададает наглядно-действенное мышление.
Ну, это утверждение не соответствует истине.
Вообще-то, наглядно-действенное мышление, характерное для детей раннего и младшего дошкольного возраста, к 4-5 годам сворачивается, и активно развивается наглядно-образное мышление. А дальше - больше, к концу дошкольного возраста начинает бурно развиваться словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление тесно связано с предметно-манипулятивной и далее предметной деятельностью, как ведущими в младенческом и раннем возрасте. Вспомните, как двухлетка собирает пирамидку: примеряет, сравнивает кольца, надевает их и снимает, если заметил ошибку - это и есть наглядно-действенное мышление, мышление, неразрывно связанное с действием.
Подавляющее большинство детей к четырем годам решает задачу с пирамидкой уже при помощи наглядно-образного мышления. То есть делает сравнения без соотносящих действий с предметами, а в уме.
Оба вида мышления присутствуют у ребенка на протяжении дошкольного возраста, но говорить о преобладании наглядно-действенного можно только относительно раннего и младшего дошкольного возрастов.
Цитата:
Слишком заморочено. Не надо так углубляться, природа сама все сделает.
Не согласна с предыдущим оратором, пребываю в полной уверенности, что знание психологической характеристики возраста, особенностей и закономерностей психического развития, в том числе психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения) не помешает ни одной маме. Зато поможет лучше понимать своего ребенка и даже избежать массы проблем.
Будет вполне уместно поинтересоваться так же возрастными особенностями эмоционально-волевой сферы, потому что большинство поведенческих проблем у детей (агрессивность, страхи, капризы, негативизм, демонстративное и протестное поведение) проистекают из-за ее несовершенства, а так же нарушения связи между возможностями и потребностями маленького человека и требованиями и реакцией взрослого.
Способов много, мне кажется нужно смотреть по ребенку, какой ему больше подходит для комфортного познания мира, себя и наук. Эффективность зависит от индивидуальных параметров, потому универсального способа и при этом одинаково эффективного для всех, мне кажется нет
Зарегистрирован: 29.12.2022 Сообщения: 18 Откуда: Россия
Добавлено: Пт Янв 20, 2023 14:12 Re: Теоретические основы мышления
Нам очень понравилось играть в "Нарисуй Ответ". Я задавала дочке простой вопрос, а он пыталась нарисовать ответ. Забыла уже, где прочитала про такой метод, но мне он показался эффективным для стимуляции мышления
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки