Неоднократно слышала от мам мнение (да что скрывать, и сама придерживалась такового), что в народных сказках очень много "жутиков": убийства, отрезание пальцев и т.п. Кстати, сказки братьев Гримм и Шарля Перро, других известных не припомню, на поверку оказались тоже народными, вышеперечисленные лица являлись собирателями фольклора, ну может слегка переработали сказки.
А недавно нашла интереснейшую статью, а потом и книгу.
Оказывается "ТАК НАДО". Для чего? Почитайте.
Вот тут статья http://tehhi-karamir.livejournal.com/185583.html
А вот книга http://knigofond.com/node/40
Зарегистрирован: 23.07.2010 Сообщения: 2437 Откуда: Омск, Центральный
Добавлено: Ср Июл 06, 2011 12:35 Re: Сказки
irisomsk писал(а):
Неоднократно слышала от мам мнение (да что скрывать, и сама придерживалась такового), что в народных сказках очень много "жутиков": убийства, отрезание пальцев и т.п.
Да, могу подтвердить, как фольклорист : в народных сказках, играх, песнях, и даже колыбельных, присутствует некий элемент "садизма" и ужасов. Приведу примеры:
1. игра "Покойник" - дети ходят по кругу и поют повторяющийся припев с разными окончаниями, в середине на двух стульях или скамье лежит "покойник", который выполняет все "задания"
текст: Помер покойник, в среду - во вторник,
Пришли хоронить, а он... (рукой шевелит) /- каждый раз добавляется новое действие "покойника" : ногой шевелит, на лавке сидит, глазами глядит, на ногах стоит, за нами бежит.
Так вот, игра вызывает недоумение и отрицание у многих взрослых. Мол, зачем детям такие страхи, ужасы, их достаточно в жизни. На самом деле в древности существовала довольно устойчивая связь с «миром иным». Все, что касалось смерти отмечалось во многих вещах, явлениях природы. «Покойник» - это солнце, которое «спит», «умерло» до весны, а круг (символ жизни) как бы «оживляет» его, поддразнивает, тем самым торопит его пробуждение.
2. Речь о смерти присутствовала даже в таких безобидных песенках, как колыбельные. Бабка баюкает внука, а он все никак не заснет. Тогда она внешне ласковым голосом начинает напевать по сути страшные слова: «Не заснешь – зарою в ямку, не увидит мамка». Зачем ребенку такие страхи? Тем более если он еще такой маленький, что и текст не понимает? В древности считалось, что если произнесено страшное вслух, то по-настоящему оно не произойдет, люди наивно верили, что им удастся «обмануть» сверхъестественные силы, и то, что произнесено «понарошку» - не сбудется.
ТАКИМ ОБРАЗОМ в текстах проявляется обрядный и заговорно-заклинательный характер произведений (который, кстати, присутствует и в сказках)
3. И о "страшных" сказках.
В чем смысл сказок? В том, что в них заложен идеал и средства его формирования, т.е. слушая/читая сказки у ребенка формируется правильное отношение к окружающему миру, себе в этом мире, поступкам, морали и т.д.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребенка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость.
Все, что говорит автор в своей статье - верно, и с точки зрения фольклора это называется "НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКОЙ" (если кому-то интересно, могу озвучить в отдельной теме) - это система принципов и методов воспитания на основе народной культуры.
ОБЪЯСНЯЕТСЯ ВСЁ ПРОСТО: Мы в современном мире и времени часто не понимаем глубинный и истинный смысл народных творений, опираясь на смысл, который заложен в тексте. А поскольку связь времен утрачена - искажается и смысл. Для того, чтобы восприятие народных текстов было правильным - нужно "погрузиться" в фольклор хотя бы немножечко, чтобы можно было ПРАВИЛЬНО их обяснить детям.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки