Добавлено: Ср Апр 14, 2010 9:36 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Очень хочется поделиться знаниями.
Это конспект аудио-лекций гуманистического детского психолога Марины Таргаковой.
Многие её мысли по воспитанию я не встречала больше нигде, мне они показались очень важными и полезными.
Во время беременности ребенку должно быть донесено, что он очень желаем, очень важен, "Я очень жду тебя!"
Мама, которая носит беременность, должна быть в таком умонастроении «Что бы ни случилось, ты для меня очень дорог. Ты идёшь сюда, и это очень важно. Ты для меня Божий подарок. Что бы ни случилось, мы обязательно с тобой переживём.»
В течение бер-ти у всех бывают стрессовые ситуации, а ребенок (плод) не различает себя и маму, он стразу думает, со мной проблема. Поэтому нужно объяснять, с тобой всё в порядке, это у мамы проблема, но мы справимся. Всё будет хорошо.
То же самое важно и для ребенка первого года жизни. Основные комплексы человек зарабатывает от 0 до 18 месяцев.
В это время часто к ребенку относятся как к чему-то полубессознательному, который хочет только пить, есть и в туалет ходить. И мама заботится лишь о том, чтобы ребенок был накормлен, напоен, чистый, сухой и всё.
Но на самом деле, и это доказывают современные психологи, самая главная потребность ребенка – это потребность в любви, в близком общении. И самые первые отношения в жизни – это наши отношения с родителями. И если там «первый кирпичик» был положен косо, криво, то всё наше «здание» вырастает кривое. И если мы не понимаем, откуда это идёт, мы постоянно склонны обвинять других. (Позиция «Жертва-Агрессор»).
Пример, как себя чувствует человек, у которого внутриутробная травма и травма первого года жизни: Представьте себе, стрессовая ситуация, и в момент стресса каждый раз он думает «Катастрофа! Всё! У меня нет выхода! У меня полностью опускаются руки. Я ничего не могу предпринять!», человек не ищет контакта ни с кем, он замыкается, уходит от общения, закрывается от мира (фактически, уходит назад, в матку).
Когда здоровая личность понимает, что периодически в нашей жизни случаются стрессы, это неприятно, но решаемо.
Последний раз редактировалось: Елена-психолог (Ср Апр 14, 2010 11:01), всего редактировалось 3 раз(а)
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 9:46 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Радиус значимых отношений для ребенка первого года жизни – мама (и никто другой).
Роль папы в это время – поддерживать маму.
Ребенок улавливает все настроения мамы буквально «по воздуху». Дети очень чувствительны. Если мама недовольна чем-то, если мама чувствует, что ребенок её раздражает, если мама чувствует, что она очень устала, «заберите у меня его, до каких пор всё время я с ним буду» - ребенок это чувствует, и делает вывод – «Со мной проблема!» Если мама «отворачивается», мама раздражена, гневается, значит, ребенок думает «Я не такой, как ждали! Я – плохой!». И это чувство он проносит через всю свою жизнь. Если уж самый близкий человек – мама, не принимает меня, то кто уж сможет меня принять… Но будучи уже взрослым человеком, с чувством внутри «Я не такой! Я – плохой!» это чувство трансформируется в 3 типа поведения.
1. Отчуждение. Человек избегает контактов.
2. Агрессия. Человек будет силой устанавливать, чтобы с ним считались. Говорит с напором, как будто кричит. Низкая самооценка, сильная обидчивость,…
3. Мимикрия (подстраивается под всех, а внутри пустота..)
Если у вас глубоко внутри живёт чувство, что вы не ко двору, не такой, не вовремя, (представьте, мама приходит и говорит «Залетела!!!!», и когда ребенок рождается, он мешает маме во всём, сделать карьеру, заняться своими делами… ) И ребенок себя ощущает помехой. Он лишний, он обуза. И это чувство уходит в подсознание. Это – базовый фон.
В первый год жизни мама должна быть сконцентрирована на потребностях ребенка. Потому что ребенок ещё не может выразить свои потребности, и поэтому мама должна понимать его и обозначать их для ребенка. Такое обучение ребенка можно начать с внутриутробного периода.
Ребенок первого года жизни рассматривает свою маму как себя самого, (как бесплатная обслуживающая сила). Ребенок не рассматривает маму отдельно от себя самого.
И поэтому очень важно чтобы мама была созвучна.
Когда ребенок беспокоится – он зовёт маму, и сначала он это делает очень деликатно, покряхтывает, посапывает. Но мама не всегда торопится подойти, она думает «Ничего страшного! Не орёт, же!» и не подходит. Дети – великие исследователи, они делают выводы о жизни. И ребенок делает вывод – на такой голос мама не откликается, чуть погромче – не откликается, а когда ору – быстро приходит, значит, надо сразу орать. И тут же мама прибегает, склоняется над кроваткой, улыбается, что-то предпринимает. И дети к 3 месяцам уже понимают, что надо с ходу орать, и тогда мама придет. И потом у Ре вырабатывается такой стереотип поведения, дети в 2 года, в 3 года просто с ходу орут, истерику закатывают, чтобы на них среагировали сразу. У них уже сделан чёткий вывод. Японцы доказали, что дети вообще-то не плачут, если мама понимает язык ребенка, учитывает его потребности, и отзывается, у ребенка нет причины плакать. Ребенок хочет есть – пусть ест, не хочет – не ест, хочет спать – спит, не хочет спать – не спит. Беседуем с ребенком, называем его чувства – ты радуешься, тебя что-то разозлило.
Представьте себе, что у вас есть очень любящий Некто, и он лучше вас знает, что вам нужно, он абсолютно в этом уверен. И он правда вас искренне любит, и он гораздо больше вас, даже физически, и вы не можете сопротивляться. Он понимает, что вы ещё не осознаете свои потребности, и периодически, когда вы хотите пообщаться, он будет вас кормить, а когда вы хотите есть, а у мамы хорошее настроение, она будет вас подкидывать… Фактически, может получиться изнасилование.
Итак, если мама озабочена вместо Ре самой собой, любимой, своим состоянием в первую очередь, она понимает, как она устала, как ей это всё уже надоело, сил уже нет… И когда мама таким образом смотрит на Ре, то фактически, она не видит и не слышит Ре, потому что она видит и слышит только себя саму. И она невпопад угадывает желания Ре.
1. Это самый травматичный вариант, когда мать полностью несозвучна ребенку. Именно из этих детей вырастают люди, которые понимают, что им в этом мире ничего хорошего ждать нечего, потому что их не понимают, потому что не понимали изначально.
2. Мать частично созвучна Ре. Чему мы чаще созвучны в детях? Что нам нравится? – Хорошее настроение, улыбки, мы хвастаемся этим. Получается, что мы принимаем Ре только тогда, когда он нас чем-то радует. Но если у Ре плохое настроение, он плачет, мы начинаем его отвлекать, не обозначая его состояние, «Тебе грустно», «Что-то ты совсем расстроился» . Мало кто разговаривает так с малышом. На самом деле малышу нужно знать свои чувства. И мама говорит ему о его чувствах. Иначе получается, что взрослые люди часто не понимают, что они чувствуют, а мы не можем быть искренними, если мы не понимаем, что мы чувствуем, что мы думаем, что мы делаем. Как нам в детстве говорили? «Ничего страшного! Немедленно престань реветь! До свадьбы заживёт!» То есть говорили, «Спрячь свои чувства, они никому не нужны». Но ведь зачем-то нам даны чувства. Чтобы понять, что же происходит у него внутри, в душе, в сердце… Когда мама была частично созвучна Ре, такие дети обучаются лицемерить. Получается, что в этом возрасте мы преподаем Ре самые серьезные уроки в жизни, Доверие – недоверие, лицемерие или искренность. Когда мама понимает смысл воспитания, почему так важны первые 18 месяцев жизни, почему так важно быть сконцентрированными на этой личности в это время, потому что Ре в этот период решает глобальные вопросы своего взаимоотношения с миром на всю его жизнь. Как только мама понимает свою такую глубокую задачу, серьезность цели воспитания – к ней автоматически приходят силы. (Метафора с Красноярской ГЭС: журналист приехал и спрашивает рабочих, 1-й говорит, - я цемент мешаю, тяжелая работа, утомительная, 2-й говорит – я кирпичи кладу, такой тяжелый труд, кошмар. К 3-му подходят, он говорит – я строю Красноярскую ГЭС! У него было гораздо больше сил, потому что у него была высокая цель). (энтузиазм) Поэтому так важно маме возвысить цель. Я не просто сижу с ребенком, пеленки меняю, я воспитываю нашего ребенка!!! Для этого маме нужна поддержка мужа, чтобы он понимал, насколько серьезным делом занята женщина. Женщина с достоинством воспитывает достойного ребенка. Усталая, изможденная, несчастная женщина воспитывает несчастного ребенка.
3. Мама созвучна ребенку. Формируется базовое доверие к миру. Умение устанавливать и поддерживать близкие, доверительные отношения с людьми.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 9:51 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Цитата:
Ты для меня Божий подарок.
А если мама - атеистка?
Цитата:
Но на самом деле ребенок рождается, и это доказывают современные психологи, что самая главная потребность ребенка – это потребность в любви, в близком общении.
Расшифруйте, пожалуйста
Последний раз редактировалось: Plakamoto (Ср Апр 14, 2010 9:52), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 9:51 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Поддерживающие послания для ребенка. (ПП)
1. Стадия существования от 0 до 6 месяцев.
ПП можно послать словами, но Ре больше понимает эмоциональное состояние мамы в этом возрасте, а не слова. То есть эти послания мы передаём ребенку через наше к нему отношение. Ре очень важен телесный контакт, прикосновения, поглаживания, быть рядом с мамой – только так Ре чувствует любовь.
Самое главное послание – "я рада, что ты живёшь!" Казалось бы, это очевидно, мы рады. Но как мы можем послать обратное послание? Есть такое поведение «Не живи!» Или «Сгинь, умри!» Каким образом мама может выразить такое послание? - «Господи! Как я устала!!!» «Да когда-нибудь ты замолчишь, наконец?!!!»
Ты принадлежишь этому миру, ты часть нас – ребенок как Божий подарочек Твои потребности важны для меня! Ребенок не может контролировать свои нужды, он может опИсать мамино новое платье, или дорогой диван. Как часто мама подходит к Ре и говорит – Ну вот, опять ты мокрый! И Ре чувствует, что он маму расстроил, и он бы рад этого не делать, но у него не получается… Оно само выходит. И поэтому каждый раз, когда он видит мамино недовольное лицо, что опять ему надо что-то менять, Ре думает «Со мной что-то не так!», «я обуза для мамы». Как делает умная мама? Она радостно говорит «Ты молодец!» (Дети постарше гордо несут горшки маме, папе, показывают – вот, что я произвёл из себя!)
Ты можешь чувствовать все свои чувства Малыш не обязан всё время нас радовать улыбками. У него могут быть самые разные чувства, и это видно по их мордочкам. И мы счастливы от того, что можем угадывать эти чувства, разделять с ним его чувства, не подавлять, не ругать за то, что плачет…
Я рада, что ты – это ты Например, ждали девочку, а получился мальчик, или наоборот…
Ребенок больше всего на свете хочет радовать своих родителей, это его подсознательное желание. И поэтому, когда Ре уже изначально нас не обрадовал, тем, что у него другой пол, это травматично для Ре. (Большое количество девушек не принимают себя как женщину, не могу вступить во взаимоотношения)
2. Стадия действия от 6 до 18 месяцев
Что характерно для детей этого возраста? Подвижность, интерес, исследование, всё тянет в рот, если что-то берет – потом это роняет, или выкидывает нарочно. Ребенок не отличает себя от мамы, он думает, что мама – это продолжение него. И он исследует мир, Например, набрать в рот каши и плюнуть, и радоваться при этом. В этом возрасте и мама должна этому радоваться. Ре нравится смотреть, как игрушка летит, как падает, звук издаёт, мама поднимает игрушку, а он снова бросает и радуется. Ребенок изучает воспроизводимость результата, и делает выводы, что будет, если бросить эту игрушку, а эту… И мы должны Ре в этом поддержать! А не давать Ре игрушку на присоске, чтобы он её деть никуда не смог.
В этом возрасте мы должны ТАК сильно восхищаться ребенком и не бояться этого, поддерживать все его открытия. Насытить ребенка поддержкой и похвалой
Потому что именно в этом возрасте формируется уверенность в себе и в своих действиях.
Главное послание – ты можешь исследовать и экспериментировать в этом мире, и я буду поддерживать и защищать тебя. Если этого не будет, то человек будет бояться исследовать мир, когда станет взрослым, он будет думать, что мир опасен. Боятся всего нового.
Ты можешь делать то, что ты хочешь, столько раз, сколько тебе нужно. То есть не мама устанавливает, что 3 раза кинул игрушку – и хватит, мама больше не будет поднимать , она спрячет игрушку, раз ты её бросаешь, тебе она не нужна.
Или ваш ребенок медлительный, и маму это раздражает, но нужно понять, что у каждого ребенка свой темп развития, мы не можем его изменить.
Я люблю тебя, когда ты активен, и когда спокоен. Одни родители любят, когда ребенок спокойный, другие – наоборот, но нужно принимать и то, и другое проявление. Иначе ребенок будет позже демонстрировать вам к месту и не к месту то, что вы в нём поддерживали. Т.е. взрослый чел может думать, что его будут любить только тогда, когда он активен, или наоборот, только когда спокоен.
3. Стадия мышления от 18 месяцев до 3-х лет Количество действий переходит в качество и ребенок делает дальнейшие выводы, он заявляет что-то своё, начинает сердиться, когда ему что-то не нравится, проявляет характер. Очень важно понять, что пришла другая стадия и вести себя с ребенком нужно по-другому.
Я рада, что ты начинаешь думать сам – не нужно думать за ребенка. (Пример, мама до 10 лет ребенку говорила: «Да ты кто такой? Ты – молекула! Ты ещё не родился толком» А потом в 12 лет начала требовать, как будто с взрослого человека). Появляются первые размышления о мире, нужно к ним относиться с уважением.
Ты можешь сердиться Но уже ставим маленькие границы – ты можешь сердиться, но я не позволю ранить себя и тебя самого. Понемногу вводим дисциплину. По настоящему логические выводы ребенок сможет делать только в 9 лет, а в этом возрасте только начинает соображать по-немногу. Ребенок до 9 лет живёт в «Здесь и сейчас» всё как в первый раз и не думает о последствиях.
Ты можешь думать и чувствовать одновременно В этом возрасте уже у ребенка можно спрашивать, А что сейчас с тобой происходит? Я вижу, что ты рассержен, а что ты думаешь? – обозначаем чувства ребенка и обращаемся к его разуму. Не запрещаем чувствовать – «Ну-ка прекрати немедленно, иди в угол!» Уже можно спрашивать, почему ты так поступил.
Научите ребенка просить о помощи Не ждать от другого, что он догадается, а попросить.
Как малыш убеждается в надёжности мира (от 0 до 3 лет) – следуем заведенному порядку, создаём ритуалы. Перед сном – пьем молоко или слушаем колыбельную. Мама всегда возвращается с работы и обнимает. Утром встаёт солнышко – и мы говорим ему «здравствуй», потом умываемся, завтракаем и играем… Когда ребенок знает, что всё идёт своим чередом, он спокоен и доволен.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 10:07 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Plakamoto писал(а):
Цитата:
Ты для меня Божий подарок.
А если мама - атеистка?
Если мама атеистка - эту фразу можно опустить
Цитата:
Но на самом деле ребенок рождается, и это доказывают современные психологи, что самая главная потребность ребенка – это потребность в любви, в близком общении.
Расшифруйте, пожалуйста [/quote]
Это хорошо расшифровывается через поддерживающие послания, мне кажется.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 10:12 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Plakamoto писал(а):
Цитата:
Ребенок до 9 лет живёт в «Здесь и сейчас» всё как в первый раз и не думает о последствиях.
Не согласна. Первые попытки предвидеть ход событий и предвосхищать результат своих действий у детей возникают ещё в старшем дошкольном возрасте.
Елена, это Ваши собственные мысли? Мне любопытно, на чем Вы основываетесь.
Наташа, в самом начале я написала, что это конспект лекций психолога Марины Таргаковой, которая мне очень созвучна, я разделяю её взгляды.
То, что касается детей до 9 лет, то это утверждение верно не в общем, конечно, но в целом ряде случаев.
Часто мы увидели в ребенке первые признаки логического мышления и дальше начинаем общаться так, как будто его уровень практически равен нашему, во всяком случае, требуем, как со взрослого. А это не справедливо. Это всё равно, что когда ребенок только научился ходить в годик, отправить его в магазин за покупками.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 10:37 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Елена-психолог писал(а):
Цитата:
Но на самом деле ребенок рождается, и это доказывают современные психологи, что самая главная потребность ребенка – это потребность в любви, в близком общении.
Расшифруйте, пожалуйста
Это хорошо расшифровывается через поддерживающие послания, мне кажется. [/quote]
да нет, фраза построена так, что не понятно, что конкретно психологи доказывают. То ли тот факт, что ребёнок рождается, то ли то, что он рождается с потребностью в любви и близком общении. Возможно, фразу следует привести в соответствие грамматике русского языка.
В общем-то ничего нового автор не говорит. Все это было уже сказано в различных интерпретациях - (от Библии до Маслоу). Но дело не в этом. Дело в том, что меня лично смущают некоторые формулировки и суть изложения. Слишком уж идеально и категорично. Таким образом у некоторых родителей, которые прочли материал и решили применять советы на практике, может сложится комплекс неполноценности и вины. Я так не могу, значит я - плохая мать, мой ребенок вырастет неполноценным.
Я против подобной категоричности. Надо реально смотреть на вещи. Идеал, конечно, необходим, стремится к чему-то надо и описанный вариант не самый плохой. Но. Но автор, который позволяет себе так категорично говорить о том, что и к каким последствиям приводит (говорить об этом голословно нельзя, для того, чтобы провести параллель между причиной и следствием нужны многочисленные лонгитюдные исследования) должен понимать всю ответственность.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 11:10 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Plakamoto писал(а):
В общем-то ничего нового автор не говорит...Слишком уж идеально и категорично. Таким образом у некоторых родителей, которые прочли материал и решили применять советы на практике, может сложится комплекс неполноценности и вины. Я так не могу, значит я - плохая мать, мой ребенок вырастет неполноценным.
Я против подобной категоричности. Надо реально смотреть на вещи. Идеал, конечно, необходим, стремится к чему-то надо и описанный вариант не самый плохой. Но. Но автор, который позволяет себе так категорично говорить о том, что и к каким последствиям приводит (говорить об этом голословно нельзя, для того, чтобы провести параллель между причиной и следствием нужны многочисленные лонгитюдные исследования) должен понимать всю ответственность.
1. Фразу исправила (я же писала, что это была аудио-лекция, и при записи на бумагу появились неточности в понимании)
2. Да, про чувство вины и идеализм автор тоже говорит, просто я не все лекции законспектировала Понятно, что все мы не идеальны, но некоторые вещи мы просто не понимаем, и потому делаем неправильно (например, не разрешаем маленькому ребенку сколь угодно много раз бросать игрушки)
3. Последствия совершенно не голословные, если бы только мамы действительно понимали всю ответственность, которая на них лежит при воспитании... Иногда для этого не хватает именно знания, как лучше сделать для ребенка.
Подтверждено, что чаще всего мы раздражаемся на то, что не понимаем. (а в случае с малышом многое не понятно)
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 11:24 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Цитата:
Понятно, что все мы не идеальны,
Это нам с Вами понятно
Воспитание настолько многоплановый, многофакторный процесс, что можно быть сколь угодно идеальным родителем, но на выходе получить совершенно удручающий результат. Что уж говорить о не идеальных родителях
ИМХО (!) педагогика вообще антинаучна по своей сути там, где она касается воспитания. Если технологичность процесса обучения ещё можно как-то принять и загнать в рамки науки, то процесс воспитания... нас воспитывают не только родители, но и среда обитания.
Это не значит, что родитель может снять с себя всякую ответственность, но и мнить из себя Великого Конструктора человеческой души - глупо.
Я не в противовес сейчас рассуждаю, а в дополнение.
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 11:47 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Согласна. Всё действительно так.
И когда мы говорим о воспитании совсем маленького ребенка, когда влияние среды (пока ещё) минимально, важно понимать, что мы закладываем в первую очередь в психику ребенка "принятие" себя и мира.
Чтобы ребенок внутри имел это ощущение, "я хороший", "я ценный сам по себе", "мама меня любит", "мир вокруг дружелюбный".
И, конечно, важно то, как, и по каким принципам родители живут сами, потому что дети копируют именно поведение родителей, безоценочно, и на всю жизнь
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 11:54 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Цитата:
Чтобы ребенок внутри имел это ощущение, "я хороший", "я ценный сам по себе", "мама меня любит", "мир вокруг дружелюбный".
Ну да. Главное - не перестараться. Перекосы в любую сторону - чреваты.
Последствия затянувшегося тепличного воспитания "под куполом" бывает ещё страшнее. Я вообще не склонна относиться к ребенку, как к хрустальной вазе, вот верю почему-то в скрытый потенциал и огромные адаптивные возможности маленького человека.
Цитата:
И, конечно, важно то, как, и по каким принципам родители живут сами, потому что дети копируют именно поведение родителей, безоценочно, и на всю жизнь
Не факт, не факт.... Хотя шансы на положительный результат будут выше.
Зарегистрирован: 19.01.2009 Сообщения: 15423 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 12:04 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Plakamoto писал(а):
Таким образом у некоторых родителей, которые прочли материал и решили применять советы на практике, может сложится комплекс неполноценности и вины. Я так не могу, значит я - плохая мать, мой ребенок вырастет неполноценным.
Мне кажется, такие лекции очень полезны в плане: какой мамой надо быть в идеале. И чтобы осознавать какие наши действия к чему в итоге могут привести. Потому что каждая из нас иногда уставала и делала что-то не так, в этом нет ничего удивительного, главное понимать, что так делать не стоит, и свести такое поведение к минимуму.
Комплекс может пожалуй только у очень неуверенных в себе и закомплексованных мам возникнуть
Елена-психолог писал(а):
Когда ребенок беспокоится – он зовёт маму, и сначала он это делает очень деликатно, покряхтывает, посапывает. Но мама не всегда торопится подойти, она думает «Ничего страшного! Не орёт, же!» и не подходит. Дети – великие исследователи, они делают выводы о жизни. И ребенок делает вывод – на такой голос мама не откликается, чуть погромче – не откликается, а когда ору – быстро приходит, значит, надо сразу орать. И тут же мама прибегает, склоняется над кроваткой, улыбается, что-то предпринимает. И дети к 3 месяцам уже понимают, что надо с ходу орать, и тогда мама придет. И потом у Ре вырабатывается такой стереотип поведения, дети в 2 года, в 3 года просто с ходу орут, истерику закатывают, чтобы на них среагировали сразу. У них уже сделан чёткий вывод.
Я вот, наоборот, уже пришла к выводу, что слишком была созвучна ребенку, что тоже есть нехорошо. Когда очень хорошо чувствуешь ребенка, его потребности, желания, когда понимаешь по взгляду чего он хочет, то ему потом очень тяжело, что его НЕ понимают в дет. саду, Не слышат, когда он тихо говорит (мой только после полугода в саду научился громко кричать, дома все тихо разговариваем),...
Так что в больших сомнениях сейчас как же все-таки идеально правильно нужно воспитывать ребенка, чтобы ему было легче к жизни реальной адаптироваться потом
Добавлено: Ср Апр 14, 2010 12:31 Re: Воспитание ребенка от зачатия до 3 лет
Цитата:
Так что в больших сомнениях сейчас как же все-таки идеально правильно нужно воспитывать ребенка, чтобы ему было легче к жизни реальной адаптироваться потом smile
Ольга, точного ответа на этот вопрос не существует. ИМХО, должна быть золотая середина. Я считаю, что нельзя слепо следовать абстрактным советам из "умных книжек", надо примерять и адаптировать для себя и своего ребенка то, что пишут психологи и педагоги. А вот как это сделать, ни в одной книжке не написано.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки