Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 14:59 Re: Когда отдать в детский сад
Вот такие интересные рассуждения на тему детского сада:
Всем ли нужен детский сад?
Надо ли отдавать малыша в детский сад? И если да, то в каком возрасте? А если нет, то сможет ли он научиться общаться с другими детьми?
Очевидные плюсы детского сада состоят в том, что ребёнок сможет общаться и играть со своими ровесниками, мама получит возможность выйти на работу, малыш будет участвовать в развивающих занятиях и, помимо этого, приобретёт определённую бытовую самостоятельность (научится сам полностью одеваться, привыкнет самостоятельно есть и так далее).
Но у детского сада, по крайней мере типичного, есть и очень серьёзные минусы.
Во-первых, многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.
Во-вторых, довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется. А в результате они "устают" от детского сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть.
В-третьих, в "среднем" детском саду малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми - а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако, если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.
Поэтому, когда он подрастёт, немного окрепнет и перестанет быть "послушным малышом" (нередко это происходит уже в начальной школе), вам гарантированы конфликты с ребёнком, его непослушание и отчуждённость.
В-четвёртых, в детском саду ребёнок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми. Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.
Конечно, подобные отношения в обыденной жизни - не редкость, и можно сказать, что "всё равно он с этим столкнётся, так что пусть привыкает сразу". Однако именно с этой ситуацией ребёнку лучше столкнуться позже (например, в школе). Дело в том, что в семь-восемь лет ребёнок уже может относиться к поведению разных людей более осознанно и не перенимать негативные способы общения, а учиться отвечать на них конструктивно (если, конечно, вы будете обсуждать с ним разные ситуации общения с другими детьми и делиться своим жизненным опытом). А в три-пять лет малыш обычно либо перенимает эти способы поведения, либо привыкает подчиняться более активным и агрессивным детям. Так что в детсадовских группах нередко складывается "естественная иерархия" детей по степени наглости и напористости. И если ваш ребёнок не слишком напорист, достаточно велика вероятность того, что дети, обладающие этим свойством в избытке, будут подчинять его и он привыкнет быть неуверенным в себе аутсайдером. Не столь напористые, но более общительные дети часто подстраиваются под взрослого и могут становиться своеобразными "шестёрками", доносящими на других детей и помогающими их наказывать. Одни привыкают быть любимчиками, другие - изгоями, и ни то, ни другое не способствует нормальному личностному развитию детей.
Наконец, в-пятых, когда приходит время всевозможных обязательных развивающих занятий, у многих детей - прежде всего у тех, кто справляется с заданиями хуже других, - начинает складываться активное нежелание учиться.
Так что же делать?
Детям надо общаться со сверстниками - безусловно. Но им надо учиться общаться по-человечески, а для этого необходимо, чтобы взрослый в одних ситуациях организовывал их общение и совместную игру, а в других - не вмешивался бы в игру, пока всё идёт хорошо, но помогал бы разрешать споры и конфликты. В таком случае не должно быть слишком много детей на одного взрослого, не больше пяти-шести. Причём чем младше дети, тем меньше их должно приходиться на одного взрослого. И ещё - общение не должно быть вынужденным и чрезмерным.
Вообще, утверждение, что если ребёнок ходит в детский сад и "растёт в коллективе", то он научится хорошо общаться, - это очень распространённая иллюзия. Что значит "хорошо общаться"? Это значит освоить эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми, т.е. научиться знакомиться, вступать в контакт, договариваться, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию и так далее. Однако сам по себе детский коллектив, без вмешательства взрослых, всему этому не учит. Ребёнок, который очутился в коллективе и не имеет возможности его покинуть, вынужден так или иначе приспосабливаться к существующим в данном коллективе отношениям и нормам взаимодействия, находить в нём свою "нишу".
У одного ребёнка это может привести к закреплению агрессивно-напористых форм поведения и неумению уступать, из-за чего впоследствии с ним не будут дружить. У другого, наоборот, к закреплению робости, застенчивости и готовности подчиняться чужой воле. У третьего - к формированию привычки отгораживаться от окружающих и прятаться в мире грёз и фантазий. При стихийном складывании отношений между детьми в детском саду нередко возникает "естественная" групповая иерархия, и не слишком напористые и общительные дети очень часто оказываются в самом её низу (Примечание: если аналогичная ситуация возникает в более старшем возрасте, например в школе, многие из них смогут поддерживать свой статус иным способом - с помощью интеллекта.).
Низкий статус в групповой иерархии выражается в том, что другие дети не считаются с ребёнком и относятся к нему пренебрежительно: толкают его, отбирают игрушки, не выполняют его просьбы, не обращают на него внимания. Но у любого ребёнка есть потребность в признании и уважении. И пренебрежение со стороны сверстников, в сочетании с потребностью в признании, может привести либо к замкнутости и уходу в мир воображения, либо к подспудной агрессивности и тихой "вредности" ("Я вам покажу!"). А может привести к компенсаторному вранью и выдаванию желаемого за действительное ("А у меня есть торт с живыми куклами, которые двигаются и разговаривают!"), с целью произвести впечатление и повысить свой статус, или даже к клептомании как "инстинктивному" воровству (Примечание: этологи описали инстинктивную программу воровства у приматов, обладающих низким статусом в группе (см.: Дольник В.Р. Вышли мы все из природы), так что клептомания, как бессмысленное зачастую воровство, вполне может быть проявлением этой же программы у человека.). При этом ребёнок сам не понимает и не может объяснить, зачем он сочиняет, вредничает или ворует.
Конечно, большинство детей со временем адаптируется к детскому саду. Но адаптация - это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной вариант - совладание с ситуацией. И если адаптация - это приспособление себя под требования ситуации, то совладание - это такое освоение ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные задачи, а не просто подстраиваться под окружение. Но для того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения, а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения, взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого и так далее. "Адаптированные" же к детскому саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке. И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем возрасте овладевать более зрелыми способами общения.
Так что проблема, встающая перед родителями, состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных социальных ситуациях.
Проблема эта не имеет универсального решения "для всех". И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка, из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта - сидеть до школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет отводить малыша на целый день в детский сад - чреваты серьёзными осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В другом - ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не научиться строить более конструктивные - прежде всего дружеские - отношения со сверстниками.
Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня). Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством детей в группе (не более 6-7 на одного воспитателя). Наконец, если у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по крайней мере с четырёх-пяти лет, им стоит ходить в различные кружки, детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться и со взрослыми, и с другими детьми.
В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного-двух часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих мам.
Зарегистрирован: 11.09.2008 Сообщения: 1620 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 15:17 Re: Когда отдать в детский сад
девочки, не понимаю, к чему все это? кто хотел, тот высказал свое мнение по поводу возраста, когда нужно отдавать ребенка в сад. Зачем пытаться навязать свое мнение, и тем более приводить в пример различные статьи? И почему мнение автора данной статьи (Eкатерина Пaтяeва) нужно считать единственно верным и правильным...? есть прямопротивопложные мнения, что, теперь все их приводить в пример?
и знаете, я вообще заметила, что на форуме есть мамы абсолютно адекватно реагирующие на любые обсуждаемые темы, а есть те, с которыми страшно просто заводить разговор по поводу воспитания и образования детей...Ну высказались за или против, аргументировали, ну и зачем давить какими-то статьями?
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 15:52 Re: Когда отдать в детский сад
Ух ты, сколько написали!
Sofina вроде не давит.. Статью эту читала тоже.
Согласна с тем, что д/с нужен в первую очередь родителям, чтобы провел там некоторое время, пока работают. И еще - очень важно к кому попадешь - будут там с Ре заниматься, или (по воспоминаниям из собственного детства) посадят на стульчики и скажут сидеть смирно. Вывод - как Афина, заниматься самостоятельно в любом случае!!!
Вот бабушке отдавать ребнека я бы не рискнула - только в самом крайнем случае. От бабушки зависит, конечно, но что мои бабушки Ре научили, так это: проситься на ручки, отказываться есть ложкой и ждать, когда покормят, плакать, если что-то не дают и тогда дадут обязательно, думать "Я - пуп земли" и слова коверкать.
Заметила, что в последнее время очень много тряски за эмоциональное состояние ребенка. Так называемое увлечение психологией - "ах, что же он почувствует!" У меня муж вообще сторонник японской системы воспитания и запрещает мне ругать Ре, все дозволено. А я могу и наругать, и по попе дать в крайнем случае.
Для себя сделала вывод - зависит от ребенка и от ситуации в семье. У меня очень активный. Крошит - рушит все подряд, на "нельзя" отвечает "зя" и делает по-своему. И это в 1г4 мес! Думаю, такому монстрику нужен порядок!
А есть детки - спокойные, замкнутые. Таким сложно в садике придется. Другое дело, что сидение дома с мамой только ситуацию может усугубить.... Сидеть дома с ребенком до школы и даже старше - не каждая женщина сможет. Так что кто сидит - просто молодцы, остается позавидовать вашему терпению!
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 15:59 Re: Когда отдать в детский сад
Котик,
в этой статье хорошо сформулировано то, что я читала у многих, в том числе очень хороших детских психологов, которые занимаются с детьми много лет, в том числе в условиях детского дошкольного учреждения и как психолог и как воспитатель, просто думающих над этой проблемой людей.
Кроме того, здесь даны ответы на все вопросы, заданные в 1-м посте.
Возможно, кто-то заглянет сюда в момент совершения выбора - будет их ребенок ходить в детский сад или нет, причем многие из этих мам находятся в ситуации прессинга со стороны мужей или, особенно, старшего поколения, которое часто аргументирует свои настоятельные советы поскорее отдать ребенка в сад тем, что "все так делают", "мы все через это прошли" и т.п. Потому что очень часто бывает, что мама, понимающая, что ее ребенку детский сад не нужен, оказывается под прицельным огнем родственников и знакомых и нуждается в поддержке - хотя бы моральной и информационной. Может быть, даже в сформулированных кем-то аргументах, в возможности сослаться на чье-то мнение.
Последний раз редактировалось: Sofina (Чт Июн 25, 2009 11:55), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 11.09.2008 Сообщения: 1620 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 16:20 Re: Когда отдать в детский сад
Как можно согласиться с высказыванием о том, что Во-вторых, довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется. А в результате они "устают" от детского сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть. Моя не болела, к примеру, и в сад пошла в ясельнеую группу в 2, 5 года, я ни одного дня не была на больничном...
И потом, вы уверены, что во всех садах так?В-третьих, в "среднем" детском саду малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми - а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако, если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.
да и вообще, для меня статья - шоковая, в ней собрались все негативные эмоции по поводу сада вообще, одним предложением можно охарактеризовать статью "детский сад-зло!" Автор, тем более психолог, УТВЕРЖДАЕТ то. чего вполне может не быть. что уже вызывает сомнение в ее компетентности, как психолога... Бред какой-то про ябед, про нежелание учиться (все в кучу) И этот психолог употребляет по отношению к детям такие слова, как "шестёрки"?! Вы знаете, меня по-большей части возмущает не то, что высказывают мамы по поводу сада, а то, что они говорят , по сути, не свое мнение, а то, что им в голову "вложили" такие вот "авторы"
Зарегистрирован: 11.09.2008 Сообщения: 1620 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:16 Re: Когда отдать в детский сад
Sofina, все наши страхи родом из детства...у каждого из нас свое мнение, просто не нужно, на мой взгляд, давить своим мнением и приводить в доказательство (в подтверждение своих мыслей) статьи различного характера...Я много могу возразить по этой статье, но не буду. Скажу одно: то, что нравится одним, не нравится другим...
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:23 Re: Когда отдать в детский сад
Ну, за плюрализм
Болезни, к сожалению, везде где есть коллектив... Один чихнул и понеслось...
Про отношения подчинения в д/с - я полностью согласна, что они есть. Без формирования этих отношений управление детским коллективом очень сложно представить. Выход один - чтобы малыш не стал жертвой этих отношений подчинения, надо как можно меньше дома их использовать!
Последний раз редактировалось: CARRE (Ср Ноя 12, 2008 17:26), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:24 Re: Когда отдать в детский сад
Котик писал(а):
Моя не болела, к примеру, и в сад пошла в ясельнеую группу в 2, 5 года, я ни одного дня не была на больничном...
Вам повезло, а я только и слышу от знакомых мамочек жалобы, что ребенок неделю ходит в сад 2 болеет У моей сестры трое ребятишек, всех отдали в детский сад до 2-х лет и все регулярно два (как минимум) раза в месяц болеют
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:33 Re: Когда отдать в детский сад
Да, Котик, это редкость. Может дело в адекватном оздоровлении - дома босичком, приучение к сквознячкам потихоньку, закаливание. Комаровский рулит, одним словом... Вот если я дома Ре босиком отпущу, бабушка в обморок падает
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:42 Re: Когда отдать в детский сад
вот и мы тоже болеем. уже третью неделю на больничном
из статьи мне понравился совет - водить ребенка в сад на полдня, и только когда ребенок будет сам проситься в сад, оставлять его там на весь день.
про то, что очень трудно находиться целый день в коллективе - это сущая правда! у нас группа ясельная, там детки плачут. представляете, как это - целый день слышать детский плач? взрослые то не выдерживают, а тут детки. поэтому ИМХО - идеальный вариант - посещать садик на полдня.
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 17:55 Re: Когда отдать в детский сад
Не вполне согласна с тем, что сад нужен не для ребенка, а в большей степени для родителя. У меня из детства остались о д/с очень хорошие воспоминания -и никаких особенных воспитателей любимых не помню, просто был сад. Ну и ладно. Сестра моя в сад не любила ходить.. и болела. Муж про сад до сих пор вспоминает с негативом - хотя тоже и воспитатели, и группа нормальные были, и ужасов особых не припоминает.
Не будет отношений подчинения в саду - будут в школе, не будет в школе - будет в жизни. В том и смысл, что родители ребенка воспитывают (в любом возрасте), чтобы он умел адаптироваться к разным ситуациях.
У меня других вариантов кроме д/с нет, хочу и буду работать и реализовываться в профессии, и чувства вины за это перед ребенком испытывать не буду.
Зарегистрирован: 11.09.2008 Сообщения: 1620 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Ноя 12, 2008 18:08 Re: Когда отдать в детский сад
Наталья Машкина, разделение только по этому вопросу, чесслово!!! просто неприятно слышать, вот, дескать, маме работать надо (мне не надо было), бедная детка идет в сад!!!!
и не бедная детка!!!!! Просто не хотите - так сидите дома, это ведь не по принуждению, а вот "поливать" дошкольные учреждения не стоит, не все так плохо, как говорят.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки