Зарегистрирован: 07.10.2009 Сообщения: 2 Откуда: Омск
Добавлено: Чт Окт 08, 2009 9:59 Re: На стыке дизайна и психологии
Антропологический дизайн, как интегральное направление в архитектуре и психологии.
Результаты междисциплинарных исследований в различных областях знания составляют на сегодняшний день «львиную» долю новой информации и открытий. На стыках физики и химии психологи открывают секреты человеческого сознания, биология и антропология позволяют по-новому взглянуть на проблемы архитектуры и изобразительного искусства, философия и математика открывают перспективы в исследованиях биологических объектов.
Рассматривать архитектуру, один из самых востребованных видов искусства, отдельно от человека стало уже не возможно. Законы архитектуры, изначально гуманистичные и функциональные, базируются на биологических, философских и психологических основах также прочно, как на физических и математических.
1. Антропологический дизайн - это интегративная методология, позволяющая на основе биологического и психологического опыта человека (или группы людей) выявлять его эволюционные перспективы и проводить мероприятия по их реализации в данном времени и пространстве.
«Антропологический дизайн архитектурной среды » - это методология архитектурного проектирования, которая учитывает психологические особенности человека, его биографический опыт, специфику взаимодействия со средой и на базе анализа устремлений в будущее человека и развития социума, реализует его эволюционные перспективы в реальном времени и пространстве средствами архитектуры и градостроительства.
2. Задачей «Антропологического дизайна а.с. » является создание архитектурной среды, которая:
- истинно комфортна для человека, отвечает его сознательным и подсознательным потребностям;
- корректирует негативные и активизирует позитивные аспекты жизнедеятельности человека и общества;
- воплощает в реальном времени и пространстве эволюционные перспективы человека и общества.
3. Научной базой «Антропологического дизайна а.с. » являются:
1. Древние интегративные системы организации пространства Фен-Шуй (Китай), Со Че (Тибет), Васту (Индия) и гуманистические принципы Античной архитектуры, «Золотого сечения», средневековой системы «Археометр» (Д'Ольвейдер)
2. Новейшие направления в психологии и антропологии:
а) Перспективизм и меметика (П. Симон, К. Грейвс, К. Кован, Р. Даукинс, А. Бек);
б) Трансперсональная психология (Р. Тард, С. Гроф, и др.);
в) Интегративная психология (К. Уилбер)
г) Психо- эволюционная теория ( Р. Плучик, А. Кей и др.)
д) Процессуальная психология (А. Минделл)
3. Семантика изобразительного искусства (Л. Выготский, Р. Арнхейм, М. Фуко) и психосемантика (Д. Леонтьев, Е. Артемьева, В. Серкин)
4. Методология архитектурного проектирования и организации жилой среды.
4. Структура работы системы «Антропологический дизайн архитектурной среды».
«Антропологический дизайн архитектурной среды» является методикой архитектурного проектирования, которая в процессе создания архитектурного объекта, градостроительной схемы или организации интерьера опирается на следующие методологические аспекты:
1. Выявляет неосознанные, неадаптированные или деструктивные факторы прошлого, повлиявшие на процесс формирования эстетических предпочтений человека.
Эти факторы базируются:
- на страхах непредвиденных природных стихий и олицетворяющих их сил; - на бессознательных психических реакциях, сформированных в пре- и постнатальный период развития человека;
- на влиянии социо-культуральных мимов среды, в которой человек воспитывался и живет.
2. Трансформирует эти факторы в осознаваемо-позитивные семантические элементы пространства, позволяющие человеку:
- регулировать и использовать природные факторы и силы внутри своего жизненного пространства;
-создавать и соответствовать наиболее благоприятным самоидентификациям;
- различать влияние на свою личность общественных влияний и мимов, увеличивая тем самым личностную свободу в эстетических выборах.
3. Реализует эволюционные перспективы в настоящем времени и пространстве,
- работая с энергетическими потоками помещений, направляя их в русло поставленных задач;
- создавая индивидуальные семантические карты пространства, влияющие на подсознательные процессы эволюционирования и накопления внимания на реализации необходимых аспектов;
- формируя соответствие благоприятным социо-культуральным мимам, создавая собственные мимы в рамках семантического поля архитектурной среды.
Решение этих задач производится на основе древних и новейших практик работы с человеческим сознанием и пространственными средами. Адаптировано современным условиям, европейскому пониманию и культуре, постадийно, в соответствии с названными аспектами: первый уровень - природный, второй - внутренний, третий - социальный.
5. Аспекты и операционные среды системы.
Анализируя древние принципы организации пространства, «Антропологический дизайн а.с.» опирается на философские корни методологий, использовавшихся для корреляции взаимодействия человека с природой и неконтролируемыми стихиями. Адаптирует их к современным условиям жизни человека, факторам среды, трансформирует через призму новейших научных исследований.
1. Древние принципы:
1) интегративности внешнего, природного пространства и искусственного, архитектурного.
Были выявлены в неолитическом типе построек, возраст которых датируется тремя с половиной тысячами лет. «Пуэбло» у северо-американских индейцев, поселения северной Италии (1800 лет), древние укрепления Анатолии (6 тыс. лет), мегалитическая культура Европы и Средиземноморья.
Декларируются системами Фен-Шуй Со Че, Васту (третье тысячелетие до н.э.), рассматривающими архитектуру и ее влияние на жизнедеятельность человека, с точки зрения астрологии и взаимосвязанности макро и микрокосмических процессов.
2) гуманистического подхода в архитектуре античности (начиная со 2 половины V в. до н.э. до половины IV), создание модульной системы, основанной на антропологических пропорциях человека.
Архитектура Афин, Пелипонеса, ансамбли Малой Азии этого периода. Философия Пифагора (592 - 490 до н.э.), далее Аристотеля, Филолая, пифагорейцев, Элеатсткая школа.
Систематизированы и дополнены пропорциональными законами архитектуры, построения звукоряда и лингвистических форм Д'Ольвейдором (1842-1909) в «Археометре».
2. Новейшие исследования:
2.1. Психоэволюционная теория (Р. Плутчек). «Феникс-механизм» ( А. Когумян).
Опираясь на Психоэволюционную теорию Р. Плутчека о восьми базовых эмоциях человека и исследования, проводимые новосибирскими учеными в конце 70-х г., был выявлен механизм динамики универсальных сил в природе.
Эта динамика соответствует вариантам древнекитайской периодизации развития личности; стадиям жизни по Пифагору; периодизации Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта; этапам морального развития по Л. Колбергу; этапам развития личности Э. Эриксона, четырем Универсальным силам по А. Когумяну.
В различных интерпретациях, основополагающими силами, влияющими на процессы личностного и социального развития людей являются:
Сила (как потенциализация), Любовь (как принятие и расширение), Война (как трансформация) и Власть (как завершенность). Динамика их развития и трансформации обуславливает эволюционные процессы в жизни отдельного человека и цивилизации в целом.
Динамика развития и движения Универсальных природных сил является справедливой, как для процессов, происходящих в естественных пространствах и ландшафтах, так и для процессов, протекающих в искусственно организованной среде деятельности человека.
«Антропологический дизайн» применяет схему «Феникс - механизма» для работы над планировочными структурами.
Законы последовательности трансформации характеристик Универсальных сил, используемые в «Антропологическом дизайне», позволяют отслеживать и реализовывать в архитектурной среде динамику данного процесса, активизировать или стабилизировать его средствами архитектуры и дизайна.
2.2. Теория о Базовых Перенатальных Матрицах С. Грофа.
В результате клинических опытов, проводимых С. Грофом, начиная с 60-хх годов предыдущего столетия, было выявлено, что процесс формирования подсознательного у человека может быть описан системой Базовых Перинатальных Матриц (БМП), которые впечатываются в психику человека в процессе его эмбрионального созревания и рождения, и определяют дальнейшие характерные особенности его поведения, интеллектуального и эмоционального бессознательного реагирования.
Каждой Базовой Перинатальных Матриц соответствует не только биологическая характеристика времени и процесса рождения человека, но и психологические особенности переживания человеком данного периода. В последующем, наиболее сильно запечатленные матрицы определяют основной эмоциональный фон переживаний данного человека, его специфические особенности характера и жизненные приоритеты.
Опираясь на разработки С. Грофа и Р. Тарда и семантику образов изобразительного искусства, можно выявить связь эстетических предпочтений человека в архитектуре в зависимости от его биографического перинатального опыта и особенностей психического дизайна.
Данная методика «Антропологического дизайна» позволяет архитектору ориентироваться в стимулах, провоцирующих человека на предпочтения того или иного архитектурного стиля, профессионально корректировать эти пожелания в сторону позитивизма, использовать адекватные средства и методы проектирования ландшафта, архитектурного объекта и декорирования интерьера.
2.3. Перспективизм (Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гфсет). Терия «Спиральных динамиков» (В. Грейвз). Меметика (Р. Даукинс, К.Поппер и др.)
Свойства возникновения «мима» («mеmе» - англ.), описанные Ч. Даукинзом и К. Поппером, как концепция репликатора в приложении к социо-культуральным процессам, дополненные теорией «Спиральных динамиков» C. Гривса (8), позволяют установить связи между социальными структурами, идеями, которым они подчинены и архитектурно - стилистическими особенностями того или иного периода.
Система «Спиральных динамиков», применяемая сегодня повсеместно на Западе в сфере бизнеса, образования, медицине, основана на убеждении в существовании невидимых спиралей, первичных направлений, работающих в человеческой природе, в сторону усложнения системы мироощущения. Эта система демонстрирует универсальный подход для понимания специфики человеческого мышления и образа жизни в зависимости от ориентации человека на тот или иной социо-культуральный мим.
Диагностика этих взаимодействий обеспечивает распознавание стадии личностного развития, на которой находится индивидуум, имеющий те или иные эстетические предпочтения в области архитектуры и дизайна .
«Антропологический дизайн», интегрируя взаимодействие социо-культуральных мимов и архитектурной стилистики, позволяет анализировать и прогнозировать развитие социальных явлений, динамику личностного роста индивидуума, а главное - развивать и запечатлевать в архитектуре позитивные образы эволюционных процессов.
Таблица взаимодействия Спиральных динамиков и архитектурной стилистики.
(Градуирование по цветам носит условный характер).
2.4. Геопсихология (А. Минделл)
Главные принципы Процессуальной психологии, а в особенности способность человека улавливать направления гео-физической среды, используемые в «Антропологическом дизайне», позволяют выявлять потенциальные возможности движения человека на пути реализации его личной истории.
Непроявленные тенеденции, приходящие к человеку виде снов и манифестаций событийного характера, могут быть выявлены на уровне « ума тела» и реализованы в архитектурном пространстве его жизни.
Методики Геопсихологии А. Минделла, примененные к проектированию планировки дома или интерьера, позволяют выстраивать пространство жизни человека не спонтанно и не с точки зрения обычной логики, а в соответствии с главными тенденциями его глобальной реализации.
Таким образом, жилье человека становится сновидческим пространством, в котором доступно самое тонкое чувствование и осознанные выбор «пространства вариантов» будущего.
2.5. Психо-физиологические аспекты восприятия человека.
1) использование эффектов зрительного восприятия
«Антропологический дизайн» применяет их в системе архитектурного проектирования, начиная от прямой и обратной перспективы, параллакса, сенсорной памяти, вплоть до «Эффект золотого треугольника», разработанного для оптимизации web-сайтов.
2) непрерывность внимания
В данном направлении, «Антропологический дизайн» опирается на открытия, связанные с такими феноменами сознания, как «сенсорный след», интегрированная система мировосприятия, описанная А. Леонтьевым (11), новейшие исследования в области нейро-физики мозга, древние понятия «непрерывности» процессов Буддисткой и философии даосизма, антропометрические особенности человека.
2.6. Семантика в «Антропологическом дизайне».
Биологический опыт, психологические процессы, влияние культуры и среды формируют у человека уникальную семантическую систему. Шкала этих индивидуальных символов может, как совпадать с общепринятыми понятиями социо-культуральной среды, так и находится с ними в противоречии.
Методиками, которыми оперирует «Антропологический дизайн» в области семантики, являются способы выявления и использования в архитектуре таких психосемантических понятий, как:
- «семантическое пространство». Система описания мира, характерная меметике культурального слоя, в котором индивидуум был воспитан;
- «субъективные семантики». Система смыслов, как следов биографического, благоприобретенного опыта индивидуума;
- «семантическое поле». Совокупность ассоциаций, сложившаяся в результате естественной интеграции «семантического пространства» и «субъективных семантиков».
На основе чего, «Антропологический дизайн» позволяет создавать индивидуальную семантическую карту, благодаря которой архитектура жилой среды является фактором смены негативных самоидентификаций человека, закреплением позитивных, позиционирующей будущие идентификации в реальном времени.
Стадийность проектирования по системе «Антропологический дизайн».
6. Методики «Антропологического дизайна» имеют пошаговую схему работы с заказчиком и стадийность проектирования объекта.
Первый этап. Сбор и анализ психо-антропологических и культуральных данных.
1. «Трансперсональная» программа тестов позволяет выявлять истинные, подсознательные желания заказчика в области архитектуры и дизайна, представлять и анализировать общую психологическую ситуацию человека.
2. Тестирование заказчика по методике, в основе которой лежит взаимодействие «Спиральных динамиков» с архитектурными образами и стилями, позволяет анализировать нынешнюю ситуацию личностной принадлежности человека тем или иным социо - культуральным мимам, а также прогнозировать его индивидуальное развитие вне и внутри социальных установок.
2. Система «Символических» тестов создает личную семантическую карту заказчика, соответствующую его индивидуальному семантическому полю.
3. Опираясь на «Археометрический» опросный ряд, архитектор имеет возможность оперировать в процессе проектирования данными, указывающими на картину будущего заказчика и влиянии на нее типологии жилища, антропонометрических особенностей человека, стиля жизни, социального статуса и пр.
Второй этап. Проектирование.
1. На основе выявленных предпочтений и проведенной аналитической работы, архитектор разрабатывает планировочные схемы жилища и семантические образы, которыми это жилище насыщается. На этом этапе рассматриваются вопросы самоидентификации человека и формируется его будущий позитивный образ, формируется «механизм» снижения негативных аспектов и активизации позитивных средствами архитектуры и дизайна.
2. На последующей стадии проектирования происходит формирование силовых потоков в пространстве.
Добавлено: Чт Окт 08, 2009 12:36 Re: На стыке дизайна и психологии
Атриум
Оверквотинг.
Пожалуйста, напишите в нескольких строчках смысл статьи и оставьте ссылку на источник.
Срок исполнения - до вечера. Потом буду резать.
Модератор.
Зарегистрирован: 07.10.2009 Сообщения: 2 Откуда: Омск
Добавлено: Пн Окт 12, 2009 11:18 Re: На стыке дизайна и психологии
Птица писал(а):
Атриум
Оверквотинг.
Пожалуйста, напишите в нескольких строчках смысл статьи и оставьте ссылку на источник.
Срок исполнения - до вечера. Потом буду резать.
Модератор.
Смысл статьи - обсудить на форуме, кто что думает об этом.
Очень интересное направление развития и познания себя.
А вот и источник:
http://www.anthro-design.ru/
Добавлено: Чт Ноя 12, 2009 12:03 Re: На стыке дизайна и психологии
Всегда мечтала научиться так обустраивать свой дом, чтобы всем было комфортно и при этом красиво. Даже думала пройти курсы дизайнеров, что ли...
И вот опять - дома небольшой ремонт, и все хотят разного.
Я хочу, чтобы было ярко и радостно, зеленые или оранжевые стены, мама и сын хотят чего-нибудь стандартного, классического, бежевого, муж тоже больше к классике склоняется... Но это так скучно!!!!!!
Опять же есть опасение, что яркие стены скоро надоедят...
Есть на форуме специалисты по дизайну?
Я - психолог, вот и будет у нас синтез дизайна и психологии
Добавлено: Чт Ноя 12, 2009 12:57 Re: На стыке дизайна и психологии
Елена мама писал(а):
Всегда мечтала научиться так обустраивать свой дом, чтобы всем было комфортно и при этом красиво. Даже думала пройти курсы дизайнеров, что ли...
Опять же есть опасение, что яркие стены скоро надоедят...
А в чём вы измеряете яркость стен? С чем можно сравнить?
Елена мама писал(а):
мама и сын хотят чего-нибудь стандартного, классического, бежевого, муж тоже больше к классике склоняется...
Что значит "стандартное" и "классическое"? Чей стандарт, чья классика?
Судя по тому. что написал автор темы, нужно сочетать интересы и интегрировать опыт предыдущих поколений.
Люди всегда чего-то боялись, жили несвободно. Сначала боялись хищных животных, запирали пещеру камнем - так появились двери.
Боялись холода, жгли костёр - появилось отопление. От засухи придумали водопровод, для света вставили в окна стёкла, для радости стали украшать жилище "архитектурными излишествами"
Дизайн и технический прогресс всегда идут рука об руку
Я считаю, что сейчас можно избрать такую концепцию, когда ничто не надоест.
Свои яркие обои вы можете менять хоть каждый год - выберите обои под покраску и перекрашивайте (докрашивайте частями) сколько угодно. Краски укрывистые, нетоксичные - прелесть.
Мебель выберите мобильную, легко трансформируемую, модульную. Например ту угловатую, которая продаётся в Икее. Она мне не очень нравится угловатостью, но у неё есть преимущество - можно как из кирпичей собирать любые "нагромождения", крутить, менять местами ...
Я не люблю патриархальный стиль, обстановку на вечность - чтобы бабушкин комод (а то и сундук) и у внучки в квартире стоял на том же месте
Нужно жить свободнее, смелее, веселее
Добавлено: Чт Ноя 12, 2009 13:54 Re: На стыке дизайна и психологии
Я не дизайнер, я только учусь
Если вы пользуетесь в форуме той цветовой схемой, которую я предложил администратору, то вы знакомы с моими способностями и вкусами
Добавлено: Пн Ноя 16, 2009 10:15 Re: На стыке дизайна и психологии
Я, к сожалению, тоже ещё не испытал дома обои под покраску, но насмотрелся на это чудо на работе. Мне показалось это очень удобным.
А мой рабочий уголок выглядит так:
«Рабочее место редактора ОмскМамы» на Яндекс.Фотках
Как видите, цвета на стене и на экране почти идентичны
Добавлено: Ср Ноя 18, 2009 13:26 Re: На стыке дизайна и психологии
Нашла в интернете информацию по семинару, Как создать в своём доме "Пространство любви"
Это о Любви в широком смысле, чтобы каждый в доме чувствовал себя уютно и тепло. Эта потребность – базовая в жизни каждого человека.
Наша жизнь начинаетcя с любви матери.
Иногда нас так затягивает быт, что мы забываем о том, что дом - это место, где живут любящие друг друга люди, муж, жена и их дети.
Иногда мы смиряемся с тем, что Любовь оставляет нас. Но ожидание Любви как чуда, как смысла нашей жизни не оставляет нас никогда.
Можем ли мы привлечь в свою жизнь Любовь, поменяв обстановку в доме?
Да. Мы можем наполнить свой дом символами и энергиями, которые будут нас ежеминутно поддерживать и направлять. Напитанные энергиями любви, мы становимся магнитом и притягиваем нужные события в нашу жизнь. Меняя интерьер дома с помощью методики «Антропологический дизайн», вы сменяете свои ощущения жизни и запускаете нужные события.
Как это работает?
Вы, как дизайнеры, под руководством профессионального архитектора, работаете над интерьером своего дома, создавая в доме Пространство Любви.
Вы видите свой дом продолжением себя самого. И вносите в интерьер те изменения, которые хотели бы видеть в своей жизни.
Вы безопасно меняете свою жизнь, работая с обстановкой своего дома.
•Бонусом тренинга является специальная техника, которая запускает намерение в жизнь и реализует желание в ближайшее время.
во время тренинга у вас есть возможность увидеть РЕЗУЛЬТАТЫ своей работы. Ведь загадав желание в первый день работы, уже на следующий день вы убеждаетесь в том, как эффективно начинает работать Любовь в вашей жизни.
____________________________________________
Мне очень интересно узнать мнение мамочек (и папочек) о необходимости такой информации или семинара.
Можно пригласить ведущую и организовать такой семинар в Омске.
И вопрос. насколько Вам и Вашим близким комфортно в Вашем доме?
Добавлено: Ср Ноя 18, 2009 15:01 Re: На стыке дизайна и психологии
Елена мама писал(а):
А сочетание ярко желтого с ярко зеленым, надеюсь, Вы дома не используете? Мне интересно узнать о влиянии цвета на психику
Я не использую термин "яркий" по отношению к цвету. Я считаю, что цвет (оттенок) может быть "броским", "насыщенным" или "приглушённым", "светлым".
У нас дома использованы светлые, пастельные оттенки
Про то, как цвет влияет на психику человека, я когда-то читал. Было это году в 1990, когда я писал раздел "Техника безопасности" своего диплома. Мне нужно было расписать аспекты работы человеко-машинной системы. Среди прочих рассматривались и вопросы цветовосприятия.
Красный цвет - побуждает к действию, возбуждает аппетит.
Голубой и белый - расслабляют.
Зелёный - успокаивает.
Жёлтый и фиолетовый - как-то благотворно влияют на умственную и зрительную деятельность. Именно жёлто-фиолетовую цветовую схему я выбирал тогда для панелей в программе FoxBase. Давно это было
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки