Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Май 26, 2010 9:14 Re: "Оценки" дошкольнику
Вопрос следующий: когда занимаемся с ребенком, нужно/можно ли ставить оценки???
Поощрять только в том случае, если сделал что-то хорошо или…
Как отметить то, что сегодня занимался плохо?
Можно, конечно, парировать, что РЕ должен не заниматься, а все узнавать в игре. Но тем не менее, ребенок уже понимает, что это игра особенная, с циферками, например.
Рекомендации педагогов по этой теме не изучала (не могу же я все на свете изучить ). Поделитесь опытом!
P.S. У нас пока символически – за каждое прочитанное предложение прилепляю цветной магнитик на доску. За остальное: если хорошо – хвалю, если плохое – говорю: «Ты сегодня баловался….Приди, дорогой, в сознание!»
Добавлено: Ср Май 26, 2010 12:00 Re: "Оценки" дошкольнику
Вот цитата из книги В.С. Юркевич "Одаренный ребенок":
"Я пришла в класс к детям и предложила им рисовать. Можно было на выбор взять для рисования либо карандаши, либо фломастеры. Естественно, практически все ребятишки выбрали фломастеры, тем более что у меня они были яркими, нарядными. В следующий раз я опять предложила ребятам порисовать и опять предложила на выбор фломастеры или карандаши, но при этом объявила, что тем, кто выберет фломастер, будет еще и награда - календарики или конфеты. Дети были приятно удивлены, и, конечно, на этот раз с еще большим энтузиазмом выбрали фломастеры. Так продолжалось несколько раз: дети выбирали фломастеры и получали за это награду. Но вот я пришла в класс и сказала детям, что они снова могут выбирать, чем им рисовать - фломастерами или карандашами. А что нам будет за фломастеры? - спросили дети. Ничего, - огорчила я их. - Кончились и календарики, и конфеты. Вы будете работать просто так. У-ууу, - сказали дети и... выбрали карандаши. Фломастеры, нарядные и удобные для рисования, привлекали детей сами по себе, но только до тех пор пока я не ввела награду. А потом фломастеры стали интересны уже не сами по себе, а как средство получить эту награду. То же происходит и при отметочном обучении: читать и решать задачи, в принципе, интересно некоторым детям и само по себе (тем, у кого еще жива познавательная потребность), но как только вводится кнут и пряник отметки, то интерес переключается именно на отметку.
Именно поэтому в младших классах не должно быть никаких отметок. Потом они, конечно, могут быть, но в виде, скажем, зачетной системы. А у нас в школе до сих пор существует такое требование, как накопление отметок. Надо же, нашли, что копить!
"
Для сведения Юркевич Виктория Соломоновна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического институтаРАО, в.н.с.; научный руководитель лицея для одаренных детей.
Зарегистрирован: 24.01.2009 Сообщения: 27785 Откуда: Нефтяники - Санкт-Петербург- Москва
Добавлено: Ср Май 26, 2010 12:21 Re: "Оценки" дошкольнику
CARRE
оценивать зун ребенка относительно самого себя.
CARRE писал(а):
Ты сегодня баловался….Приди, дорогой, в сознание!»
вполне
Не просто цветочек, а "как хорошо сегодня ты слепил, как ты уже научился считать и тп". Хотя для малышей оценки типа просто молодцы или сегодня не в сознании -рекомендуются, я думаю они в 3 года вполне понимают что именно хорошо.
В год примерно- мы яростно хлопали в ладоши и кричали "уррааа", после каждого успешного действия Теперь она сама радуется тому, что у неё что-то получилась. Но вот сейчас, считаю, нужно пояснять, что именно хорошо. А на плохом, то есть, не внимателен, не получилось-лучше не акцентировать. Или "мы с тобой в след. раз и это тоже научимся!"
В развивалке-в Непоседах-тоже цветочки приклеивают на листочек. Но вот Маше абсолютно всё равно на это, вот совсем. Она не уловила даже связи.
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Май 26, 2010 12:45 Re: "Оценки" дошкольнику
Честно говоря, у меня бы мыслей не было по поводу оценок, но вот в Непоседах на каждую поделку лепят наклейку – «оценки ставят» и в передачах про Няню ( забыла, как называется.. где приходит суперняня и помогает разобраться с воспитанием ребенка) за успехи в соблюдении правил нередко ставились «оценки» в виде магнитиков на холодильник и т.п.
Добавлено: Ср Май 26, 2010 12:49 Re: "Оценки" дошкольнику
Лет до трёх надо только хвалить. То есть давать только положительные оценки. Все эти магнитики-цветочки можно использовать как соревновательный момент в группе детей не младше 5 лет отроду.
По поводу оценки... сначала нужно определиться, что вы собираетесь оценивать - результат детской деятельности (продукт труда), процесс (способ и степень приложенных усилий для достижения этого результата) или дисциплину (ребёнкино отношение к процессу и к результату). Вот отсюда и будем плясать. Когда вы оцениваете деятельность малыша, то делайте это в комплексе, отмечая:
- (самое главное!!!) то усилие, которое он приложил для достижения результата,
- оригинальные, креативные, интересные, нестандартные способы достижения результата,
- и, конечно, можно отметить усердие и готовность преодолевать трудности. Сравнивайте "вчерашнего" малыша с "сегодняшним", отмечайте: ""Вчера у тебя не получалось, а сегодня ты СМОГ!"
- и в самую последнюю очередь похвалите результат труда.
Когда вы знаете, за что нужно хвалить, то вы непременно сумеете найти это "что-то".
Критиковать ребенка можно только тогда, когда вы почувствуете, что он созрел для восприятия критики. Как правило, не раньше 4 лет. Критика должна быть конструктивной. "Ты - бестолочь!" - это не конструктивно.
Ещё немного информации "в тему" с моего любимого сайта психологического центра Адалин:
Цитата:
А теперь о том, как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.
Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу.
А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
4. Важно хвалить конкретный поступок (достижение) ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.
Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданны.
Добавлено: Ср Май 26, 2010 13:00 Re: "Оценки" дошкольнику
Plakamoto, согласна.
У нас у Миши в основном идет критика за поведение, похвала за поведение и за деятельность. У Андрея пока только похвала за деятельность. Он еще не в том возрасте, чтобы полностью понять, чтобы было "надо, даже когда не хочется". С поведением у Андрея пока на уровне - так можно, а так нельзя, такие правила.
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Май 26, 2010 13:18 Re: "Оценки" дошкольнику
Plakamoto Спасибо, интересная ссылка...
Мы вот делаем назло, причем специально назло. Например, торопимся утром в сад. Одену его, а он у порога возмет и разденется. И ржет: "Вот как плохо я тебе сделал!" Вот в такие моменты окромя "бестолочь" больше не называется никак
Или вещи раскидает, выльет что-нибудь, а главное удовольствие сказать - это тебе назло, мамка глупая!
Добавлено: Ср Май 26, 2010 13:37 Re: "Оценки" дошкольнику
CARRE писал(а):
но вот в Непоседах на каждую поделку лепят наклейку – «оценки ставят»
там "оценивают" вообще все работы детей, плохие-хорошие, правильные-не правильные, это типо похвалы, появилось это только с начала этого учебного года. Никакого соревновательного момента в этих оценках нет , просто служит завершением занятия.
Хотя не вижу вреда оценки, а вот оценка-поощрение поведения у нас вошло в привычку одно время, получился такой "попрошайнический" момент или попросту вымогательство "Я буду себя хорошо вести, а ты мне что за это дашь?" Я сначала поощряла хорошее поведение мини-призиком: наклейки, разукрашка, заколочка пока это не вошло в систему, РЕ ждал не маму, а "призик". Пришлось завязать с такими оценками Так что в процессе похвалы тоже важно не переборщить
Добавлено: Ср Май 26, 2010 13:39 Re: "Оценки" дошкольнику
Мне никогда не приходило в голову что-то давать или клеить за достижения...
В школе кажется тоже нет никаких наклеек или чего-то ещё за сделанное (как говориться, вариантов нет, попробуй не сделай ) Соревнований тоже не устраивали пока. Сделал - молодец, не сделала - будь добр сделай в следующий раз! Но все делают то, что уже могут. Особенно с чтением наглядно. Дети все читают, но скорость и желание у всех очень разные. При этом тех, кто это делает очень хорошо никак не выделяют, просто задания задают посложней и побольше. Но об этом знают только родители
Ребенка никогда не выставят перед другими и не скажут: вот, детки, посмотрите, как нужно читать, какой Вася молодец! Все берите с него пример! И на родительском собрании не скажут Главное - это динамика. Чем этот ребенок вчерашний отличается от сегодняшнего, что нового научился делать и т.д.
CARRE писал(а):
Можно, конечно, парировать, что РЕ должен не заниматься, а все узнавать в игре. Но тем не менее, ребенок уже понимает, что это игра особенная, с циферками, например.
Мне уже прям стыдно об этом писать, но дома так примерно и есть. Мы в школу не играем Вот если в школу играть - наверное как-то можно и отметить, но зачем? Да и почему с циферками игра должна быть особенной? Игра - она и в Африке игра.
Хвалю часто. Если не за что, объясняю, что не так. Сравниваю с тем, что было вчера.
Как-то так.
Добавлено: Ср Май 26, 2010 14:34 Re: "Оценки" дошкольнику
CARRE, да, ты пытаешься превратить игру в учебу. Зачем? Пусть будет это просто игра, тогда и желания будет больше.
Я никогда не заставляю учится и призы для этого не ввожу - не хочет сегодня, сделает завтра, но обязательно с удовольствием. Это лучше, чем через силу сегодня, а завтра и после завтра уже удовольствия не будет - это точно. Даже прописи писал с удовольствием, из целого ряда букв выбирали вместе одну самую-самую, за нее хвалили. В следующий раз писал с удовольствием и очень старался.
МАсика писал(а):
вот оценка-поощрение поведения у нас вошло в привычку одно время, получился такой "попрошайнический" момент или попросту вымогательство "Я буду себя хорошо вести, а ты мне что за это дашь?" Я сначала поощряла хорошее поведение мини-призиком: наклейки, разукрашка, заколочка пока это не вошло в систему, РЕ ждал не маму, а "призик".
Я тоже пыталась такое ввести, очень съекономила на призах Не получал почти никогда, все время баловался, ничего не мог с собой поделать.
Зарегистрирован: 01.11.2008 Сообщения: 5268 Откуда: Омск, Центральный район
Добавлено: Ср Май 26, 2010 20:30 Re: "Оценки" дошкольнику
Не, я советуюсь.
МАсика писал(а):
Я сначала поощряла хорошее поведение мини-призиком: наклейки, разукрашка, заколочка пока это не вошло в систему, РЕ ждал не маму, а "призик". Пришлось завязать с такими оценками
Добавлено: Чт Май 27, 2010 10:19 Re: "Оценки" дошкольнику
У нас на занятиях наклейки лепят за любую работу - хорошую-плохую - без разницы. на первых порах ребенок был в восторге - "Мне оценку поставили!!", а сейчас ему все ранво - налепят или нет.
А вот на танцах он у меня первый, и все время его хвалили, так он с радостью бежал именно танцевать. Как-то пару раз не похвалили, и сразу интерес пропал - "Не пойду на ритмику, меня там не хвалят"
Добавлено: Чт Май 27, 2010 10:28 Re: "Оценки" дошкольнику
Анабелл писал(а):
Как-то пару раз не похвалили, и сразу интерес пропал
а мне иногда кажется, что девице моей вообще неважно, хвалят её или нет на занятиях. Она там в каком-то своем темпе живет и получает от этого удовольствие.
Я иногда спрашиваю, как дела?
Всё нормально!
Я говорю "Ну что, поругали за что-нибудь? "
Нет, за что меня ругать? все хвалили!
А что не расскажешь?
А что такого?
Добавлено: Чт Май 27, 2010 10:33 Re: "Оценки" дошкольнику
Мойодно время мне полную раскладку давал: 5 раз поругали, 3 раза сказали молодец, 4 раза хорошо, 2 раза отлично и т.д. И это за 1,5 часа тренировки. Все учтено и посчитано
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки