Добавлено: Пн Сен 05, 2011 11:19 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Давно хочу начать заниматься с ребенком математикой. Но не так, как в школе, не тупо проходить школьные темы, а по другому.
Чтобы каждая задача была маленьким исследованием, развивала логику и творчество, чтобы выдвигались гипотезы, опровергались, выдвигались новые и самостоятельно находилось решение. Не давать правильных ответов и вообще не оценивать правильно-неправильно, чтобы ребенок сам понимал правильность. Не подсказывать, а задавать вопросы.
Чтобы это была настоящая математика, а не то, что в школе называют математикой, решение по образцу.
Пойти по такому пути меня подтолкнула книга Звонкина Малыши и математика. Я просто в восторге от этой книги. Это лучшая книга о том, как надо учить детей. Всем рекомендую почитать. Есть в инете, но лучше где-нибудь заказать. В Омске она не продается.
Если кто-то хочет присоединиться, то буду выкладывать здесь задачи и то, как мы их решали.
Некоторые задачи требуют бумаги и ручки, должны делаться дома. Некоторые можно решать устно в пути.
Первые задачи будут те, которые давала своему 7-летке. Некоторые можно решать и в более младшем возрасте. Специальных математических знаний они не требуют.
Зарегистрирован: 27.03.2009 Сообщения: 4253 Откуда: Левый берег
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 11:32 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Афина
Я тоже сейчас читаю эту книгу Звонкина, тоже в восторге.
Мы пытлись тут делить на множества блоки Дьеныша. Давала дочке например такое задание:
в одну кучку (обведенную веревочкой) сложить все треугольники, а во вторую например все красные фигуры... потом оказалось что в красную кучку попали треугольные фигуры..
Сейчас всего не перечислю.. но нам по возрасту эта книга очень подходит - хочу начат прямо по ней занятия проводить. Дочке нарвятся такие занятия и она у меня готова каждый день заниматься.
P.S. вот не знаю только как правильно называть эти блоки? треугольная, прямоугольная, квадратная призма?
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 11:39 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Задача №1. Разминочная.
Нужно поджарить как можно быстрее 3 кусочка хлеба с 2 сторон. Каждый кусочек с одной стороны жарится 1 минуту. На сковородку одновременно входит 2 кусочка хлеба. Сколько времени потребуется.
Ответ: 3 минуты
Мишка решил, но не очень быстро. Сначала, конечно, сказал, что 4 минуты. потом долго соображал. Я старалась просто не лезть.
Задача №2. Про носки и шарики а) В мешке лежат 5 черных шаров и 10 белых. Надо не глядя вытащить столько шаров, чтобы среди них точно оказался хотя бы один белый шар. Какое минимальное количество шаров надо вытащить?
Ответ: 6 шаров
Если ребенок не понимает обороты минимально, хотя бы один и прочие надо либо объяснять, либо заменять на понятные.
б) А хотя бы один черный? А 2 черных? А 5 черных? А 5 белых? А 10 белых?
в) Задача про носки.
В комнате лежит 3 пары носков, но там погас свет. Надо зайти и взять такое минимальное кол-во носков, чтобы точно совпала хотя бы одна пара. А если лежит 10 пар носков? А если 100 пар? А если 599? А если 1000000 пар? А если Х пар?
Самое интересное - это Х пар. Мишка уже понял как находить, но стройной формулы в голове нет и что такое Х носков не понятно. Спрашиваю: а как ты узнаешь? - На один больше, чем кол-во пар. Значит если пар Х, то сколько носков надо взять? - На один больше. Подытоживаем, т.е. Х+1. Так потихоньку и подошли к алгебре.
Задача№4. Про Рога и копыта.
По тропинке вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Посчитать я также мог,
что шагало 30 ногю
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят.
Т.к. эту задачу я забыла, то придумала свою, оказалось полегче, хотя Мишка решал ее долго.
Во дворе живут коровы и петухи. У них вместе 12 рогов и 48 ног. Сколько петухов и сколько коров.
Эти задачи решали в дороге.
Последний раз редактировалось: Афина (Вс Сен 11, 2011 22:55), всего редактировалось 2 раз(а)
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 11:57 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Задача №5 Опять про шары или комбинаторика.
Почти настоящее исследование.
Дано 2 черных шара и 3 белых. Надо нарисовать на листе бумаги все возможные расстановки шаров. И сказать почему больше быть не может.
Ответ: возможно 10.
Начал Мишка бодро. Поставил первый шар на первую позицию, а второй начал переставлять на 2, 3, 4 и 5. Затем поставил его на 2 позицию. Но потом четкая последовательная организация закончилась и начал рисовать все, что пришло в голову безсистемно. Нашел 8 вариантов и сказал, что все. Я спросила, а почему ты решил, что всё? Как ты проверил все варианты? У тебя была какая-то последовательность или просто так кажется? Он Говорит: сначала была система, поставил на певую позицию 1 шар, а вторым перебирал, а потом все испортилось. тут до него дошло, что чтобы точно выяснить надо продолжить эту последовательность дальше. Нашел еще 2 варианта и сам точно понял, что теперь уж точно всё!
Теперь самое интересное!
А если 3 черных и 2 белых?
Говорит - то же самое, т.к. черные вместо белых. Отлично, я не ожидала от него так быстро правильный ответ.
А если 4 белых и 1 черный?
- То же самое, всегда когда 5 шариков будет 10 вариантов
- Рисуй
Оказалось 5. Все понял!
А если 1 белый и 4 черных. Ну это совсем легко.
Если бы сразу не ответил, что 2 белых и 3 черных это то же самое, что и 3 белых и 2 черных, то можно после такого варианта нарисаовать зеленые+желтые, красные+синие и пр.
Задача №6 Фокус с кубиками На любом игральном кубике (внимание! изредка встречаются бракованные, на котором не так) сумма противоположных сторон равно 7. Ребенок бросает кубик и считает сумму точек на верхней и нижней стороне. Взрослый "отгадывает" - 7. То же самое с 2 кубиками. только желательно бросать сразу 2 кубика и считать сначала верхние грани, а потом нижние и все сложить. Это эффектнее, чем бросать один кубик 2 раза. Сумма на 2 кубиках будет 14.
Мишка сделал круглые глаза и удивился. Сам потом отгадал, но не понял почему так. Понял, что надо говорит 7 и 14. Позже вернемся к этому вопросу.
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 12:04 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Ann25 писал(а):
кого больше
О, да, это классика
Я еще ему в 3 года давала задачи, которые там описаны как Феномен Пеаже про пуговицы и монеты. Супер! Классический случай Хотя я была уверена, что мой-то правильно ответит.
Для тех, кто не в курсе, опишу потом.
Ann25, давай тему заведи для малышей, там будем задачки для малышей выкладывать, я бы с младшим тоже начала. И описывать. На самом деле читать как дети решают, особенно через пару лет, не менее интересно, чем решать.
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 12:06 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
И еще. Очень много из того, что пишет Звонкин как задачи, реализовано в программе Школа 2100. Особенно в Игралочке, и в тетрадях по информатике за 1-2 класс.
Зарегистрирован: 27.03.2009 Сообщения: 4253 Откуда: Левый берег
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 12:14 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Игралочку мы тоже уважаем
Надо подготовиться и открыть темку для малышей 3-5 лет. Это кстати хороший вариант - вместо дневника, а то яне люблю писатьп росто так
И еще мне кажется, что все таки поинтересней будет если заниматься не с 1 ребенком, а хотя бы с 3-мя - у них тогда споры между собой возникают и соревновательный интерес.
Зарегистрирован: 19.01.2009 Сообщения: 15423 Откуда: Омск
Добавлено: Пн Сен 05, 2011 15:30 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Афина писал(а):
Нужно поджарить как можно быстрее 3 кусочка хлеба с 2 сторон. Каждый кусочек с одной стороны жарится 1 минуту. Сколько времени потребуется.
Мишка решил, но не очень быстро. Сначала, конечно, сказал, что 4 минуты.
Афина, что-то не соображу почему 4 минуты
Открой ещё, пожалуйста, настоящую домашнюю школу, набрав 3-4 человек
Мне тоже кажется, что в коллективе детям интереснее заниматься. Мы бы через годик пришли
Нам комбинаторику еще рановато кажется, большой разрыв в возрасте с Мишей.
Ann25, в этой теме я пока не смогу писать, тяжело оценить задачи какого уровня мой будет в 6-7-8 лет решать, а в теме 4-5 я бы поучаствовала
Зарегистрирован: 19.01.2009 Сообщения: 15423 Откуда: Омск
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 14:33 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Афина, я поняла, только не поняла почему для него первый пришедший в голову ответ 4, и ты его как раз ожидала.
Есть еще Звонкина "Домашняя школа для дошкольников".
Афина, спасибо тебе, очень интересная тема
Что-то я тоже так загорелась занятиями. Сама больше конечно со старшими школьниками занимаюсь.
Но есть знакомые в четверговой школе, которые занимаются с младшими школьниками, и у которых смогу взять программу (основы комбинаторики там тоже дают, например).
У самой уже несколько книг для подготовки младших школьников к олимпиадам.
Звонкина за основу можно взять.
Начать с самых простых задач (для 4-5 лет).
Может и компанию получится найти для занятий.
Зарегистрирован: 19.01.2009 Сообщения: 15423 Откуда: Омск
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 14:42 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Ann25 писал(а):
вот не знаю только как правильно называть эти блоки? треугольная, прямоугольная, квадратная призма?
Ann25, если вводить такие понятия, то лучше купить набор геометрических объемных тел, или использовать конструктор с такими деталями. И начать с более понятных: шар, куб, цилиндр, параллелепипед, пирамида, конус - их дети легко запоминают.
Призма - самая сложная для понимания (из-за того, что очень разная бывает).
Зарегистрирован: 11.10.2008 Сообщения: 18894 Откуда: район Полета
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 15:37 Re: Домашняя математическая школа для 6-8 лет
Ohara писал(а):
Но есть знакомые в четверговой школе, которые занимаются с младшими школьниками, и у которых смогу взять программу (основы комбинаторики там тоже дают, например).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
По вопросам размещения рекламы обращаться: +7(951)415-99-79, natasha.zn@mail.ru Совместные покупки